Всемирный банк подготовил доклад о правах потребителей финансовых услуг в России, а также выдал 112 рекомендаций по улучшению ситуации, большинство которых сводится к прояснению правил игры и ужесточению надзора. Об этом во вторник пишет газета «Ведомости».

Например, в банковском секторе предлагается создать единую систему сбора и обработки жалоб, а Банк России через закон наделить полномочиями по защите прав потребителей на рынке банковских услуг. Ложная реклама и пирамиды должны уголовно караться, а самому ЦБ предлагается финансировать программу или рекламу, разъясняющую потребителям их права и обязанности.

Более активно включиться в борьбу с пирамидами Всемирный банк призывает и ФСФР. Именно ей ВБ отводит ведущую роль в расследовании их деятельности (с правом замораживать активы управляющих). Также службе предлагается наравне с антимонопольным ведомством следить за применением правил рекламы и маркетинга на рынке ценных бумаг.

Есть ужесточения и для участников рынка — предлагаются квалификационные экзамены для тех, кто занимается продажами ценных бумаг и паев. Кроме того, им вменяется требование «знай своего клиента». Больше внимания к посредникам должно быть и в страховании. Предлагается зарегистрировать их в едином публичном реестре, привязать к одному из страховщиков по каждому виду страхования и ужесточить ответственность (как за проданные полисы, так и за заявления и официальные материалы). К тому же брокеры должны раскрывать клиентам свои комиссии. А пенсионным фондам и вовсе предлагается ввести требования по капиталу с учетом рисков, что изменит их инвестиционную политику. Продавцам услуг фондов предписаны обучение, тестирование и регистрация.