Вал ликвидности, выплеснувшийся на рынки, привел к тому, что компаниям удается размещать рекордные объемы облигаций. В результате займы через публичный рынок долга превысили объем выдаваемых банками кредитов, пишет в среду газета «Ведомости».

С начала года нефинансовые компании разместили облигаций на 1,3 трлн долларов и привлекли 1,1 трлн кредитов (данные Dealogic). Случай уникальный — с 1995 года, когда Dealogic начала вести подобную статистику, большую часть заемного финансирования корпорации получали в виде банковских ссуд. В предкризисном 2007 году банки выдали компаниям 4,2 трлн долларов кредитов по сравнению с 889,4 млрд размещенного долга. В этом году нефинансовые компании США заняли 449,3 млрд на рынке бондов и 360 млрд — на рынке банковских займов, европейские компании — соответственно, 504,4 млрд и 315,4 млрд.

«Кредитный кризис заставил переориентироваться с рынка кредитов на облигационный рынок, — отмечает начальник отдела рынков заемного капитала Citigroup Эйрик Уинтер. — Компании поняли, что иногда банковские кредиты более рискованны, чем облигационные займы».

До кризиса краткосрочное финансирование компании привлекали за счет векселей, обеспеченных невыбранными кредитами. Когда этот рынок замер, место векселей заняли долгосрочные бонды. «Банки не хотят обеспечивать гарантии по векселям, а компаниям нужно увеличивать ликвидность», — говорит соруководитель отдела кредитной стратегии Barclays Capital Ашиш Шах. Так поступило, например, финансовое подразделение General Electric. К тому же корпоративные облигации сейчас размещаются под рекордно низкие ставки, а стоимость финансирования для банков растет.