Госдума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в ч. I Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ», сокращающий основания для привлечения налогоплательщиков к уголовной ответственности. Цель документа — декриминализация сферы налоговых правоотношений. Законопроект был внесен в нижнюю палату парламента группой депутатов во главе со спикером Борисом Грызловым.

По мнению авторов, основанием для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах может быть только факт правонарушения, установленный решением налогового органа, вступившим в законную силу. При этом если лицо в полном объеме выполнило требование налогового органа об уплате недоимки, а также соответствующих пеней и штрафов, то оно не подлежит уголовной ответственности, даже если размер недоимки предполагает возможность наличия признаков налогового преступления. Соответствующие изменения предлагается внести в Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, закон «О милиции».

Согласно проекту закона, если за два месяца со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику по результатам проверки, недоимка, которая указана в требовании и размеры которой позволяют предполагать факт нарушения законодательства, а также пени и штрафы не были уплачены, налоговые органы обязаны направлять в течение десяти дней материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Если размер недоимки, выявленной в результате проверки, позволяет предполагать совершение преступления, то в требовании об уплате налога, направляемом налогоплательщику, должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов направлять материалы в органы внутренних дел для возбуждения уголовного дела.

Также депутаты предлагают увеличить размер уклонения физлицами от уплаты налогов и сборов, который можно считать крупным, со 100 тыс. до 500 тыс. рублей за три финансовых года подряд. При этом доля неуплаченных налогов должна превышать 10% подлежащих уплате сумм налогов и сборов либо 1,5 млн рублей (в действующем законодательстве — 300 тыс.). Особо крупным размером предлагается считать сумму уклонения в 2,5 млн рублей при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате, либо более 7,5 млн.

Для организаций размер уклонения, который можно считать крупным, предлагается увеличить с 500 тыс. до 1,5 млн рублей за три финансовых года. При этом доля неуплаченных налогов должна превышать 10% от суммы налогов, подлежащей уплате, либо более 4,5 млн рублей (1,5 млн — в действующей редакции). Особо крупным предлагается признать размер уклонения 7,5 млн рублей (в действующей редакции — 2,5 млн), долю неуплаченных налогов — более 20%, или 20 млн (в действующей редакции — 7 млн).