Аудиторский бизнес пострадал от мирового финансового кризиса в меньшей степени, нежели многие другие отрасли. Несмотря на то, что рост доходов аудиторских компаний снизился, они удивили своей способностью зарабатывать деньги даже в тяжелых экономических условиях, пишет в среду «Коммерсант».

И это при том, что в «почти кризисном» 2008 году компании «большой четверки» смогли показать рекордный рост. Например, глобальная выручка PricewaterhouseCoopers (PwC) выросла в 2008 году на 14% до 28 млрд долларов, Deloitte & Touche — на 17% до 27,4 млрд, Ernst & Young — на 16,2% до 24,5 млрд, KPMG — на 14,5% до 22,7 млрд долларов.

На фоне данных по остальным секторам экономики итоги 2009 года у уже отчитавшихся крупнейших аудиторов также не выглядят устрашающе. Так, выручка PwC снизилась на 7% до 26,2 млрд долларов, а доходы Ernst & Young — на 6,8% до 21,4 млрд, то есть аудиторы все же продолжают обгонять по доходам менее турбулентный 2007 год.

Вместе с тем, несмотря на сносные финансовые результаты, аудиторам пришлось затянуть пояса потуже и начать сокращать расходы. В большей степени экономия коснулась рекламной и PR-активности. «Несмотря на то, что рынок аудиторских услуг пострадал от кризиса в 2009 году меньше, чем другие сектора экономики, в деятельности аудиторских компаний, конечно, произошли некоторые изменения. Как и все коммерческие организации, многие аудиторы и консультанты, стремясь сократить расходы, были вынуждены отказаться от масштабных маркетинговых мероприятий, тем самым уменьшив свою «видимость» для клиентов. А сохранение клиентской базы и доли рынка для каждого является первостепенной задачей, тем более что основные и более стабильные доходы во время кризиса приносит аудит. Поэтому многие аудиторско-консультационные компании стали проводить больше внутренних мероприятий (семинаров, круглых столов и т. п.), организуемых на собственных площадях и ориентированных на более узкий круг слушателей в части обсуждаемых вопросов, например по отраслевой направленности», — рассказывает партнер отдела аудита КПМГ в России и СНГ Светлана Фонарева.

Эксперты отмечают, что с кризисом потребность в комплексных аудиторских услугах у компаний никуда не исчезла. А в некоторых случаях даже возросла. Известно, что аудиторское заключение необходимо в том числе и компании-банкроту.

Тем не менее, признаются аудиторы, приостановился качественный прирост клиентов, а вместе с ним и рост доходов. На это обращает внимание партнер Ernst & Young Алексей Иванов. «Пул компаний, которые являлись клиентами «большой четверки», пожалуй, остался таким же, — говорит он. — Даже несмотря на определенные финансовые проблемы у ряда компаний, мы не увидели в нашем портфеле существенного сокращения числа клиентов. Другое дело, что существует гораздо меньшее количество потенциальных или новых клиентов, способных обеспечить нам рост в текущих условиях».