Разница в прозрачности между лидерами и аутсайдерами среди 90 крупнейших российских публичных компаний в 2009 году увеличилась; вместе с тем отсутствует динамика средней транспарентности этих компаний по итогам года. Такие выводы опубликованы в новом совместном отчете рейтингового агентства Standard & Poor’s и Центра экономических и финансовых исследований и разработок в Российской экономической школе (ЦЭФИР).

Индекс информационной прозрачности, который рассчитывается как средний балл по 90 крупнейшим российским публичным компаниям, по итогам исследования 2009 года остался на уровне прошлого года, составив примерно 56%. В группе из 76 компаний, которые были включены в исследование как в 2008 году, так и в 2009-м, индекс также остался на прежнем уровне — 58%.

Первую позицию в этом году заняло ОАО «Роснефть» с 80% (2-е место по итогам прошлого года). «СТС Медиа», ОАО «Мечел», ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК), ОАО «Трубная металлургическая компания» (ТМК) и ОАО «Вымпел-Коммуникации» («ВымпелКом») также по-прежнему находятся в десятке лучших. После двухлетнего перерыва в десятку лидеров вернулось ОАО «Ростелеком» (9-е место). Кроме того, в десятке компаний с наиболее высоким уровнем прозрачности впервые появились ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК, 3-е место) и ОАО «Акрон» (10-е место). Необходимо также отметить, что значительное повышение уровня прозрачности — более 15 процентных пунктов — продемонстрировали ОАО «Сбербанк России» и ОАО «КамАЗ» (хотя эти компании и не попали в десятку лидеров).

«Отсутствие динамики среднего уровня прозрачности объясняется в основном разнонаправленными изменениями в практике раскрытия информации компаниями выборки: количество компаний, которые повысили свой балл, практически совпадает с количеством тех, что понизили: 39 против 37 компаний соответственно, — отметила аналитик службы рейтингов корпоративного управления S&P Елена Пастухова. — Как позитивный мы рассматриваем тот факт, что количество компаний с уровнем прозрачности более 60% (что является вполне приемлемым показателем с точки зрения рационального иностранного инвестора) выросло на 5, достигнув 37».

Что касается раскрытия структуры собственности, то результаты оказались неоднозначными. С одной стороны, доля компаний, раскрывающих хотя бы одного собственника, увеличилась с 83,3% до 93,3% от общего числа, а доля компаний, раскрывающих хотя бы одного крупного (более 25% голосов) собственника, выросла с 80% до 87% от числа компаний с такими собственниками. С другой стороны, наблюдается снижение раскрываемости контрольных пакетов — с 80,4% до 75,9% от общего числа компаний с контролирующим акционером.

Исследование является совместным аналитическим проектом Standard & Poor’s и ЦЭФИР. Оно проводилось при финансовой поддержке ОАО «Фондовая биржа РТС». Использовалась только информация из публичных источников. В основе методологии, разработанной Standard & Poor’s, — 110 критериев, сгруппированных в три блока: структура собственности и права акционеров; финансовая и операционная информация; состав и процедуры работы совета директоров и менеджмента.