Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) рассчитывает до 1 декабря представить правительству РФ проект закона по инфраструктурным облигациям, сообщил в беседе с журналистами заместитель руководителя ФСФР Александр Синенко. «Конечно, мы будет стараться выдержать те сроки, которые нам указало правительство, но это очень сложный проект, по нему масса замечаний», — сказал он.

В частности, документ еще не согласован с Минэкономразвития (МЭР) РФ, которое возражает против регулирования этого инструмента с помощью отдельного закона. По мнению замдиректора департамента корпоративного управления МЭР Ростислава Кокорева, проектное соглашение предлагает очень специфический механизм зарождения этих облигаций — инициатива по их созданию отдается в руки государства, хотя должна исходить от частного бизнеса. Кроме того, одно из узких мест — жесткая привязка инфраструктурных облигаций к конкурсу по проектному соглашению. «Довольно большое число экспертов считает, что это должен быть очень большой кластер инструментов», — отметил он.

В беседе с журналистами Синенко заявил, что если возражения МЭР не будут урегулированы в ходе обсуждения, «то решение останется за правительством, оно останется арбитром в споре между ведомствами». Он обратил внимание на то, что ФСФР считает необходимым регулировать деятельность специализированной проектной организации (СПО), снижая таким образом риски для потенциальных инвесторов. Требования к СПО прописаны в проекте закона. «Подобные требования к юридическому лицу мы считаем разумными и не чрезмерными, мы задаем параметры юридическому лицу и таким образом пытаемся снизить риски», — заметил Синенко. Он подчеркнул, что речь идет именно о регулировании эмитента, а не ценной бумаги, поскольку все риски по бумагам завязаны как раз на юридическое лицо — «если оно обанкротится, его бумаги ждет такая же судьба».

Замглавы ФСФР указал на то, что в рамках российского гражданского права можно реализовать и другие модели, но они не обеспечивают гарантий на уровне закона и равного правового режима. Проект закона по инфраструктурным облигациям призван ликвидировать эти пробелы. Синенко напомнил, что основное обеспечение по облигациям должно составлять не менее 60% номинальной стоимости ценных бумаг, а оставшаяся часть в 40% может быть дополнена такими видами обеспечения, как залог недвижимости третьих лиц, залог ценных бумаг, банковские гарантии. В качестве основного обеспечения можно использовать либо госгарантию, либо гарантию ВЭБа, либо залог прав требований будущих поступлений. Эмитент инфраструктурных облигаций получает налоговые льготы, в частности, ставка налога на доход по купонным облигациям может быть снижена.

Проект федерального закона «Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций» Федеральная служба по финансовым рынкам опубликовала на своем официальном сайте 17 сентября.