Концерн General Motors отказался от планов продажи Opel консорциуму Magna и Сбербанка — такое решение было принято на заседании правления GM в Детройте. Его руководство полагает, что деловая обстановка в Европе улучшилась и теперь он может справиться с кризисом на предприятии своими силами, однако в Москве и Берлине это мнение считают излишне оптимистичным, передает РИА Новости.

Отказ от продажи Opel стал полной неожиданностью для участников переговоров. Ведь еще 10 сентября руководство GM объявило, что продаст контрольный пакет консорциуму австро-канадской Magna International и российского Сбербанка. Предполагалось, что в результате сделки они получат 55% акций компании, работники Opel — 10%, а GM оставит в своем распоряжении 35%.

Финансовая помощь потребовалась Opel, пострадавшему от экономического кризиса, еще в конце прошлого года — немецкий автопроизводитель обратился тогда за поддержкой к правительству. Благодаря мерам властей он сумел избежать банкротства. Сделка с Magna и Сбербанком должна была принести ему полмиллиарда евро. Кроме того, помощь обещало и правительство ФРГ — в случае если Opel будет продан консорциуму.

В заявлении, распространенном по итогам заседания правления, исполнительный директор GM Фриц Хендерсон «поблагодарил за тяжелую работу» правительства Германии и других стран ЕС, а также концерн Magna и партнеров в России, но отметил, что принятое решение — «наиболее стабильный и наименее затратный подход к обеспечению долгосрочного благополучия Opel и Vauxhall» (заводов в Великобритании). Он сказал, что GM сможет справиться с кризисом на Opel собственными силами. «Деловая обстановка в Европе улучшилась. В то же самое время совокупное финансовое здоровье и стабильность GM значительно улучшились за последние несколько месяцев, что дает нам уверенность в успешности реструктуризации европейского подразделения (Opel)», — констатировал исполнительный директор автогиганта. Хендерсон пообещал, что план реструктуризации компании будет представлен Германии и правительствам других стран в скором времени.

Между тем отказ от продажи Opel сулит GM дополнительные издержки. Дело в том, что немецкое правительство выделило General Motors бридж-кредит на сумму 1,5 млрд евро для поддержания нормальной работы Opel до момента его передачи новому владельцу. И теперь, после отказа от сделки, эти деньги придется вернуть — причем до 30 ноября. Кроме того, Opel не получит от Берлина дополнительную финансовую помощь в размере 4,5 млрд евро, поскольку ее условием также была продажа пакета акций консорциуму Magna и Сбербанка.

Реакция на решение GM последовала достаточно резкая, причем наиболее сдержанно отреагировал один из несостоявшихся покупателей — Magna. Исполнительный директор компании Зигфрид Вульф заявил, что она встретила это с пониманием.

Комментарий Сбербанка РИА Новости получить пока не удалось. А вот власти России и Германии были весьма категоричны. Канцлер ФРГ Ангела Меркель назвала решение GM «поражением», а премьер-министр федеральной земли Гессинг Роланд Кох заявил, что своими действиями General Motors «растоптала» «многомесячные старания» Европы по поиску оптимального варианта выхода Opel из сложной финансовой ситуации. «Поведение General Motors является абсолютно неприемлемым как по отношению к сотрудникам (компании), так и по отношению к Германии», — подчеркнул новый глава Минэкономики ФРГ Райнер Брюдерле.

В России первым решение GM прокомментировал вице-премьер Александр Жуков. В беседе с журналистами в Нижнем Новгороде он высказался в том ключе, что у российского автопрома достаточно проблем и без Opel. Вслед за ним выступил пресс-секретарь премьера РФ Дмитрий Песков. Он рассказал, что срыв сделки по продаже Opel удивил правительство и лично Владимира Путина. При этом Песков сообщил, что Magna и Сбербанк, по его данным, «в ближайшее время намерены провести консультации с GM, а также провести глубокий юридический анализ сложившейся ситуации». «Правительство РФ в этой работе участия принимать не будет», — подчеркнул он, добавив, что у Кабинета министров есть обширные планы по развитию отечественного автопрома.

В свою очередь, источник, близкий к правительству России, заявил РИА Новости, что оптимизм правления General Motors в связи с улучшением деловой обстановки в Европе может оказаться необоснованным. Он отметил, что конъюнктура, в том числе и на германском рынке, поменялась к лучшему во многом благодаря планам Magna и Сбербанка, которые были готовы развивать Opel. Собеседник агентства добавил, что в этой части была особенно заметна работа Сбербанка, договаривавшегося с правительством РФ о продвижении продукции Opel на российском рынке. «Надо понимать, что в случае отказа от сделки ничего этого не будет. На российском рынке в спину Opel дышат другие крупные автопроизводители. Поэтому избыточный оптимизм GM в части улучшения конъюнктуры в этом контексте может быть необоснованным», — указал источник.

Решение GM вызвало также негативную реакцию профсоюзов. Производственный совет Opel призвал рабочих заводов компании по всей Европе устроить масштабную забастовку. Клаус Франц, глава производственного совета Opel, на немецких заводах которого трудятся более 25 тыс. человек, заявил, что «предупреждающие забастовки» могут начаться уже в четверг.

Тем временем телеканал N-24 со ссылкой на слова замглавы GM Джона Смита сообщил, что американская корпорация планирует сократить около 10 тыс. сотрудников немецкого концерна. Всего в Европе на предприятиях Opel работают порядка 50 тыс. человек.