Растущее обнищание трудоспособного населения угрожает стабильности страны и требует новых решений в рамках Национального плана по борьбе с бедностью. С таким призывом, как пишет в понедельник «Независимая газета», выступили экономисты НИИ труда и социального страхования, который входит в структуру Минздравсоцразвития. Хроническая бедность работающих — опасный порок российской экономики, и нынешние правительственные меры социальной поддержки исправить его не способны. Эксперты считают, что для борьбы с бедностью необходим радикальный пересмотр налоговой системы и всех перераспределительных функций государства.

Институт опубликовал доклад «Обоснование и разработка Национального плана борьбы с бедностью в РФ на период 2010—2012 годы», подготовленный заместителем гендиректора института Александром Разумовым. По его мнению, проект Национального плана — это первая полноценная попытка заняться преодолением роста бедности в масштабах всей страны. До этого планы борьбы с бедностью разрабатывались и реализовались только в некоторых регионах — в Приморском крае, Северной Осетии и др., но на федеральном уровне аналогичные программы пока не действовали.

Корневые причины российской бедности и низкого уровня жизни населения экономисты НИИ видят прежде всего «в вялой адаптации национальной экономики к процессам глобализации, неконкурентоспособности ряда отраслей и производств, низкой производительности труда и слабой его организации, существовании значительного количества рабочих мест с низкой заработной платой, не обеспечивающей прожиточный минимум».

В первом квартале текущего года прожиточный минимум для всего населения составил 5 083 рублей, для трудоспособного населения — 5 497, для пенсионеров — 4 044, для детей — 4 857. И, «согласно последним данным, в I квартале численность бедных россиян составила 17,4% от населения страны, или на 4,3% больше, чем в целом в 2008 году», сообщается в докладе Разумова. Причем «если на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России (1992—1995 годы) ядро бедных традиционно составляли так называемые социально уязвимые слои населения (пенсионеры, инвалиды, многодетные и неполные семьи с детьми), то к концу 90-х годов центр тяжести все более отчетливо стал перемещаться в другую группу риска — «работающих» бедных — тех трудоспособных членов общества, которые в силу ряда причин получали низкие доходы и не могли прокормить себя и семью».

Причины такого положения очевидны: низкий уровень зарплат, задержки с их выплатой, безработица, неполная занятость, вынужденные административные отпуска без предоставления денежной компенсации. Другая критическая проблема российской бедности — ее хронический характер. Так, согласно расчетам Всемирного банка, на которые ссылаются в НИИ труда, в 2006 году почти 7,2% россиян были хронически бедными. И вторая волна кризиса, ожидаемая многими экономистами, лишь усугубит эту ситуацию.

Проект Национального плана включает в себя 40 пунктов, которые будут предложены главе Минздравсоцразвития Татьяне Голиковой как главный инструмент борьбы с бедностью. Среди них — разработка и реализация мер в области содействия занятости населения, сокращения числа низкооплачиваемых и маргинальных рабочих мест, снижения уровня общей и регистрируемой безработицы, разработка и реализация мероприятий по стимулированию развития малого и среднего бизнеса, развитие временной занятости и общественных работ. Кроме того, предлагается расширение программ обучения, подготовки и переподготовки кадров, обеспечение соответствия минимального размера оплаты труда величине прожиточного минимума, совершенствование оплаты труда бюджетников на основе внедрения отраслевых систем и индексации, разработка мер по ликвидации бездомности и беспризорности. Предлагается также изменить законы «О прожиточном минимуме» и «О потребительской корзине». Впрочем, пока каждый пункт выглядит как призыв к улучшению, но не содержит никаких конкретных указаний на то, как достичь желаемого.