Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) в рамках проекта «Доверие финансовым институтам, привлекательность финансовых инструментов: индексы и рейтинги» представило результаты опроса российских граждан о степени известности и узнаваемости банков. Под известностью подразумевалось спонтанное знание респондентов, под узнаваемостью — знание с подсказкой.

Специалисты агентства отмечают, что за последние полгода позиции банков в этом отношении практически не изменились. По-прежнему самым известным для граждан является Сбербанк. Его смогли вспомнить 84% россиян и узнали в списке других банков 99% опрошенных. Узнаваемость и известность Сбербанка стабильна, что вполне закономерно.

Второе место в настоящее время как по узнаваемости, так и по известности среди населения занимает ВТБ 24 (его узнали в списке других банков 68% респондентов и смогли вспомнить 23%). С апреля по октябрь узнаваемость кредитного учреждения немного выросла (с 63% до 68%), что позволило ему опередить банк «Русский Стандарт», который полгода назад был на втором месте по узнаваемости.

Третье место в обоих рейтингах фактически делят между собой «Русский Стандарт» и Альфа-Банк (соответственно, 62% и 60% по узнаваемости, а по известности — 13% и 12%). При этом если позиции Альфа-Банка по сравнению с апрелем 2009 года практически не изменились, то «Русского Стандарта» — немного ухудшились, особенно в части известности (с 17% в апреле до 13% в октябре).

В пятерку банков-лидеров по известности вошли также Росбанк (его назвали 9% респондентов) и «Уралсиб» (7% опрошенных), а по узнаваемости — Газпромбанк (53%) и «Уралсиб» (44%).

Опрос в рамках проекта проводился в октябре 2008 года, апреле и октябре 2009 года по всероссийской выборке. Опрошено 1 600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.