Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) готова ввести ответственность для брокеров за работу электронных систем, но те не хотят отвечать в одиночку. Об этом во вторник пишет газета «РБК daily». На прошлой неделе глава ФСФР Владимир Миловидов заявил, что брокеры должны нести ответственность вплоть от отзыва лицензии за работу электронных торговых систем, предоставляемых клиентам. Сами брокеры говорят, что сбои происходят не только по их вине, но и из-за проблем интернет-каналов и сбоев на биржах.

Гендиректор ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Александр Щеглов рассказал о подобном случае. Клиент компании выставил заявки на покупку акций Сбербанка и «Норильского никеля» на общую сумму 1,4 млн рублей. Заявки были выставлены уже после режима основных торгов, что система ММВБ должна была автоматически исключить, однако по информации из шлюза биржи (аппаратно-программный комплекс доступа к торговой системе) сделки были совершены. Но в итоговых отчетах биржи данные сделки все-таки исчезли. Клиент предъявил претензии, и «Церих» написал письмо в ММВБ с просьбой разъяснить ситуацию. В ответе, подписанном президентом ЗАО «ММВБ» Константином Корищенко, биржа посоветовала обратиться к разработчикам шлюза. На что брокером было отправлено второе письмо, в котором говорилось, что по договору между компанией и биржей последняя взяла на себя ответственность за поддержку ПО в рабочем состоянии. По словам Щеглова, биржа пока не ответила.

Старший вице-президент ЗАО «ММВБ» Николай Егоров заверил «РБК daily», что «ни одного сбоя шлюза за последние два года не происходило». Он уточнил, что на сегодняшний день работу шлюзов обеспечивает как само ЗАО «ММВБ», так и компания «И-Сток» (входит в группу ММВБ). «Отвечать биржа может и должна за свое ПО, которое она предоставляет, — за рабочие места и за работу шлюзов», — указывает он.

В группе РТС считают, что уже сейчас биржи несут ответственность за работу своих систем, причем это ответственность как перед регулятором в части соблюдения установленных требований к срокам предоставления информации, так и перед клиентами в рамках подписанных договоров.

Глава отдела по работе с клиентами ИК «Финам» Михаил Поспелов в целом не видит смысла в ответственности за работу электронных систем: «Если в России вообще нет ответственности за работу высокотехнологичного оборудования, зачем же с брокеров начинать?! Например, в системе «клиент — банк» не предусмотрена ответственность, сбои в дата-центрах регулярно встречаются».