Согласно совместному исследованию Ситибанка и Российского микрофинансового центра, 46% владельцев малого и среднего бизнеса считают свое дело успешным как до, так и после пика кризиса. Четверть опрошенных признали, что бизнес до кризиса был успешным, но сегодня дела идут, как говорится, «не очень». Примерно столько же предпринимателей отметили, что все идет, как и шло ранее — не так уж, чтобы хорошо, но и не совсем плохо.

«Представители малого и среднего бизнеса легче справились и с кризисом, и с его последствиями, чем собственники многих крупных компаний, — говорит руководитель управления по работе с малым и средним бизнесом Ситибанка Сергей Коротков. — Представители этого сектора более гибкие и мобильные, им было легче приспособиться к новым условиям».

В исследовании отмечается, что в 2009 году владельцы малого и среднего бизнеса стали тратить личные сбережения на поддержку своего дела на 20% чаще. В 2008—2009 годах российские предприниматели сократили долю «необязательных», по их мнению, личных расходов. Более всего были снижены траты на собственный автотранспорт (с 11% до 9%), на товары длительного пользования (с 13% до 11%), недвижимость (с 12% до 10%).

Вместе с тем в кризисный период предприниматели значительно увеличили инвестиции в основной капитал своих фирм и компаний — их рост составил 31%. Президент Российского микрофинансового центра Михаил Мамута объясняет это тем, что многие собственники, почувствовав угрозу обесценения рубля, предпочли направить все свободные средства на приобретения оборудования и прочих материальных ценностей, как говорится, впрок. «Это очень позитивный момент, поскольку мы ожидали обратного эффекта — выведения средств из бизнеса, — отмечает Мамута. — Однако кризис показал, что такое поведение в большей степени было характерно для собственников крупного бизнеса».

Согласно данным исследования, лишь 1% предпринимателей рассматривает возможность продажи собственного бизнеса в 2010 году, а 3% — перепрофилировать свое производство. Подавляющее большинство — 65% — планирует постепенно наращивать объемы бизнеса, а 20% надеется, что увеличить производство удастся быстро.