Компания «Бейкер Тилли Русаудит» в своем исследовании, посвященном финансовым итогам 2009 года, выявила недооцененные, по ее мнению, результаты кризиса для российских предприятий реального сектора. Это увеличение стоимости обслуживания увеличившегося финансового цикла и появление у компаний необходимости начисления резервов и последующего списания сомнительной дебиторской задолженности. Об этом газета «Коммерсант» пишет в четверг.

По данным статистики, в первом полугодии 2009 года в сравнении с аналогичным периодом 2008 года средняя выручка предприятий уменьшилась на 20%, себестоимость производства — на 10%. Доля сомнительной дебиторской задолженности при этом выросла на 1%, а период ее оборота увеличился на 30 дней (на 30% по сравнению с 2008 годом). Период оборота запасов сократился на 10 дней (11%). Финансовый цикл, таким образом, увеличился на 20 дней (11%). Из-за этого у предприятий заметно выросла потребность в оборотном капитале. Его недостаток компенсировался, с одной стороны, увеличением периода оборота кредиторской задолженности на 55 дней (69%), с другой — ростом величины заемных средств (на 35%).

Согласно расчетам «Бейкер Тилли Русаудита», если принять выручку компаний реального сектора 2008 года за 100 рублей, получится, что затраты на уплату процентов по кредитам, взятым на пополнение оборотных средств, увеличились с 8 рублей до 10,8. Расходы на списание на убытки резерва под сомнительную дебиторскую задолженность выросли с нуля (в 2008 году резервы большинством предприятий не создавались) до 2,1 рубля. Таким образом, эти новые расходы составили 4,9% по отношению к выручке 2008 года, или 7,4% по отношению к себестоимости 2009 года. По мнению авторов исследования, эти цифры говорят о необходимости еще одной волны антикризисного реагирования в начале 2010 года — в виде сокращения издержек, стимулирования роста доходов и повышения ликвидности.

Опрошенные топ-менеджеры компаний наиболее популярными антикризисными мерами первого полугодия 2009 года назвали сокращение затрат на персонал (применили 81% опрошенных компаний), укрепление системы внутреннего контроля (74%), отмену корпоративных мероприятий (66%). Однако популярность не всегда означает эффективность. Так, в качестве наиболее эффективных мер (получили самую высокую оценку по пятибалльной шкале) руководители назвали совсем иное: получение новых кредитов или рефинансирование старых (оценка 4,04), усиление контроля соблюдения условий договоров с контрагентами (3,74), сокращение инвестиций (3,68).