Госдума приняла во втором чтении законопроект о смягчении уголовной ответственности за налоговые преступления. Соответствующие изменения вносятся в часть 1 Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты. Целью документа является декриминализация сферы налоговых правоотношений. Законопроект был внесен в нижнюю палату группой депутатов во главе со спикером Госдумы Борисом Грызловым.

По мнению авторов, основанием для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах может быть только факт правонарушения, установленный решением налогового органа, вступившим в законную силу. При этом если лицо в полном объеме выполнило требование налогового органа об уплате недоимки, а также соответствующих пеней и штрафов, то оно не подлежит уголовной ответственности, даже если размер недоимки предполагает возможность наличия признаков налогового преступления. Соответствующие изменения предлагается внести в Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, закон «О милиции».

Согласно проекту закона, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил в полном объеме суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт нарушения законодательства, а также пени и штрафы, налоговые органы обязаны направлять в течение десяти дней материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Если размер недоимки, выявленной в результате проверки, позволяет предполагать совершение преступления, то в требовании об уплате налога, направляемом налогоплательщику, должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов направлять материалы в органы внутренних дел для возбуждения уголовного дела.

Также депутаты предлагают увеличить размер уклонения физлицами от уплаты налогов и сборов, который можно считать крупным, со 100 тыс. рублей до 600 тыс. (в редакции первого чтения — 500 тыс.) за три финансовых года подряд. При этом доля неуплаченных налогов должна превышать 10% подлежащих уплате сумм налогов и сборов либо 1,8 млн рублей (в действующем законодательстве — 300 тыс.). В редакции первого чтения речь шла о сумме в 1,5 млн рублей. Особо крупным размером предлагается считать сумму уклонения в 3 млн рублей (2,5 млн — в первом чтении) при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате либо 9 млн (в первом чтении — 7,5 млн рублей).