Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон о смягчении уголовной ответственности за налоговые преступления. Соответствующие изменения вносятся в часть 1 Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты. Целью документа является декриминализация сферы налоговых правоотношений. Закон был внесен в нижнюю палату группой депутатов во главе со спикером Госдумы Борисом Грызловым.

По мнению авторов документа, основанием для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах может быть только факт правонарушения, установленный решением налогового органа, вступившим в законную силу. При этом если лицо в полном объеме выполнило требование налогового органа об уплате недоимки, а также соответствующих пеней и штрафов, то оно не подлежит привлечению к уголовной ответственности, даже если размер недоимки предполагает возможность наличия признаков налогового преступления. Соответствующие изменения предлагается внести в Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс (УК) РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, закон «О милиции». Лицо, впервые совершившее налоговое преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа.

Согласно закону, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил в полном объеме сумму недоимки, размер которой позволяет предполагать факт нарушения законодательства, а также пени и штрафы, налоговые органы обязаны направлять в течение десяти дней материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Если размер недоимки, выявленной в результате проверки, позволяет предполагать совершение преступления, то в требовании об уплате налога, направляемом налогоплательщику, должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов направлять материалы в органы внутренних дел для возбуждения уголовного дела.

Также депутаты предлагают увеличить сумму укрытых физлицами средств, при которой можно говорить об уклонении от уплаты налогов и сборов в крупном размере, со 100 тыс. рублей до 600 тыс. за три финансовых года подряд. При этом доля неуплаченных налогов должна превышать 10% подлежащих уплате сумм налогов и сборов либо 1,8 млн рублей (в действующем законодательстве — 300 тыс.). Особо крупным размером предлагается считать сумму уклонения в 3 млн рублей при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате либо 9 млн рублей.

Для организаций сумму, при которой можно говорить об уклонении от налогов в крупном размере, предлагается увеличить с 500 тыс. до 2 млн рублей за три финансовых года. При этом доля неуплаченных налогов должна превышать 10% от суммы налогов, подлежащей уплате, либо составлять более 6 млн рублей (1,5 млн рублей — в действующей редакции). Особо крупным предлагается признать размер уклонения в 10 млн (в действующей редакции — 2,5 млн). При этом доля неуплаченных налогов должна быть более 20% или 30 млн рублей (в действующей редакции — 7 млн). Основные положения закона вступают в силу с 1 января 2010 года.