Один из лидеров потребительского кредитования — Хоум Кредит энд Финанс Банк (ХКФ Банк) намерен радикально изменить свой бизнес. Как стало известно газете «Коммерсант», под руководством нового председателя совета директоров Иржи Шмейца ХКФ Банк будет осваивать новые направления деятельности: автокредиты и ипотечное кредитование. Таким образом банк намерен снизить чрезмерно высокие риски по потребкредитованию, в результате которых невозврат кредитов достиг 15%. Однако, по мнению участников рынка, рассчитывать на лидерские позиции на новых направлениях в ближайшие годы ХКФ Банк не может.

Как сообщили «Коммерсанту» в пресс-службе ХКФ Банка, решение общего собрания об утверждении Иржи Шмейца председателем совета директоров было принято 28 апреля. Причины этого назначения в банке комментировать не стали. В то же время источник, близкий к банку, рассказал изданию, что диверсификация деятельности за счет менее рисковых залоговых видов кредитования будет главной задачей нового руководства. В частности, количество департаментов в банке увеличено с четырех до восьми, причем возглавили их чешские менеджеры. О смене российской команды, по словам источника, речи пока не идет. Новые департаменты будут заниматься автокредитами, ипотекой, развитием продуктового ряда в мини-офисах, а также развитием региональной сети.

Недовольство бизнесом Хоум Кредит энд Финанс Банка у его акционеров зрело давно, отмечает газета. Видимо, последней каплей стали прошлогодние проблемы, когда банк больше кредитовал, нежели следил за рисками, что в итоге потребовало серьезных вливаний денежных средств акционеров. В итоге чешские акционеры банка решили диверсифицировать бизнес, чтобы выправить ситуацию с рисками, для чего направили в Россию Иржи Шмейца, бывшего членом совета директоров и исполнительным директором чешской PPF Group, в состав которой входит ХКФ Банк.

Участники рынка считают данный шаг правильным, но запоздалым. «Давно пора было это сделать — банк не должен специализироваться только на кредитовании в торговых сетях. За пять минут проверить заемщика невозможно, и банк, концентрируясь только на экспресс-кредитах, сам загоняет себя в тупик», — говорит руководитель розничного департамента Банка Москвы Роман Воробьев. В то же время диверсификацию кредитного портфеля за счет залогового кредитования банкиры оценивают как длительный и затратный процесс. По общим оценкам, год-полтора уйдут только на выход на текущую окупаемость и диверсификацию портфеля. Полной же окупаемости можно ожидать не ранее чем через три года.

«Только в области автокредитования ХКФ Банку нужно наверстать три года отставания от рынка. Осуществить это будет проблематично»,— полагает замдиректора департамента розничного бизнеса Росбанка Дмитрий Вечканов. «Для того чтобы у банка появились залоговые кредиты, нужно в первую очередь построить сеть отделений и допофисов, которых у банка сейчас нет»,— говорит Роман Воробьев. Всего же, по мнению участников рынка, ХКФ Банку на развитие новой стратегии могут понадобиться десятки, если не сотни миллионов долларов.