Наиболее распространенная среди россиян цель получения кредита — на покупку аудио-, видео- и бытовой техники, телефонов; ее указывают 43% респондентов, бравших кредит. По 13—14% респондентов оформляют заем «на неотложные цели» и приобретение мебели. Реже кредит используется на ремонт квартиры или дома, покупку автомобиля, компьютерной техники, недвижимости (по 5—7%), образовательные, медицинские и другие услуги (3%). Для покупки акций, облигаций и других ценных бумаг кредит берут менее 1% опрошенных. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного ВЦИОМом, НАФИ и «Центром развития».

Получение кредита для ремонта квартиры или дома наиболее популярно в Москве и Санкт-Петербурге (15%), для приобретения недвижимости — в малых городах (11%), компьютерной техники — в столице и крупных городах (8—9%), образовательных, медицинских и других услуг — в селах (7%). Более половины опрошенных (59%) оформляли кредит на покупку в магазине, более трети (38%) — в банке.

Наиболее характерный срок, на который обычно берется заем, — от 7 до 12 месяцев; этот период указывает каждый второй респондент, бравший кредит. Каждый четвертый оформляет кредит на срок более года (13% — на 13—36 месяцев и еще 13% — более трех лет), каждый пятый — на 4—6 месяцев. Срок до трех месяцев указывают 5% опрошенных. При этом, согласно данным банковской отчетности, более половины от суммы кредитов выдано на срок более 3 лет.

Сумма кредита в большинстве случаев (63%) не превышает 1 тыс. долларов (39% оформляли заем на сумму до 500 долларов, 24% — от 501 доллара до 1 тыс.). Сумму от 1 тыс. до 3 тыс. указывают 15% респондентов, от 3 тыс. до 5 тыс. — 6%. Свыше 5 тыс. долларов брали в кредит 11% опрошенных, в их числе свыше 25 тыс. — лишь 3%. Чем хуже респонденты оценивают свое материальное положение, тем, как правило, меньшими суммами кредитования они пользуются.

На фоне быстрого роста объема кредитов населению (на 9% за квартал) эффективность работы банков на рынке потребительского кредитования в целом снижается, отмечается в исследовании. Главной причиной этого является просроченная задолженность, прирост которой за квартал составляет все большую долю от доходов от потребительского кредитования (18% за первый квартал текущего года против 11% за первый квартал 2005 года и 7% — за первый квартал 2004 года). Просроченная задолженность пока не стала системной угрозой для рынка, но при этом налицо четкая тенденция к ее увеличению практически у всех активных участников.