Обновленная система проведения платежей Центробанка в среду дала серьезный сбой: операции задерживались целый день, многие удалось завершить лишь в четверг утром, пишет газета «Ведомости».

Банки Московского региона с 23 ноября 2009 года перешли на новую систему расчетов через Центральный банк. «Принципиальных отличий для пользователей в новой системе нет, она такая же рейсовая, как и предыдущая», — рассказал первый зампред правления СБ Банка Андрей Егоров. Рейсовая система означает, что банки в течение дня периодически направляют информацию о проводимых ими платежах в Межрегиональный центр информатизации (МЦИ, структура Центробанка). После того как МЦИ обработает платежи, он отправляет банкам результаты обработки рейса.

Значительных сбоев с момента перехода Егоров до сих пор не отмечал, результаты по рейсам обычно приходили даже раньше, чем требуется по регламенту, но в среду, 13 января, платежные рейсы, начиная с третьего, проходили с сильной задержкой. Например, информацию о третьем рейсе банки получили только в 20:55 мск, а это по регламенту почти на час позже положенного времени результатов обработки даже по четвертому рейсу, на который обычно приходится самое большое количество платежей, рассказывает он.

«Банки обычно проводят свои межбанковские платежи первым-третьим рейсами, клиентские платежи многие отправляют четвертым рейсом. Пятым рейсом обычно пользуются в исключительных случаях», — говорит начальник валютно-финансового управления РИА-Банка Игорь Коровин. В среду из-за сбоя в системе казначейство испытывало сложности с проведением операций, рассказывает он. «В связи с задержкой в расчетной системе сделки, обусловленные своевременной поставкой рублевых средств, не могли быть завершены. Например, биржа ММВБ и контрагенты по межбанковским операциям, действующие по предпоставкам, не могли поставить вовремя купленную банками валюту, поскольку не видели поступления рублей на счета. Банки без наличия валюты на счетах не отправляли валютные платежи клиентов», — отметил Коровин.

Сотрудникам подразделений, ответственных за отправку платежей, в среду пришлось задержаться на работе почти до утра, говорит сотрудник одного из банков. Один из платежей клиента этот банк смог провести лишь утром в четверг, поскольку валюту, которую он купил на бирже для клиентского платежа, ему в тот день так и не перевели. Банк не имеет прямого корсчета в американском банке и работает через другой российский банк, а тот не стал дожидаться окончания расчетов и отложил их до утра. «Мы уладили проблему с клиентом, но такие задержки все же грозят репутационными рисками», — говорит банкир.