Страх прошел, но уверенность не вернулась: руководители крупнейших компаний и после кризиса продолжают снижать затраты и придерживать наличность, показал глобальный опрос Pricewaterhouse-Coopers (PwC), на данные которого ссылается в своем материале в среду газета «Ведомости».

«Мы думали, вечеринка будет продолжаться вечно. Нужен более серьезный риск-менеджмент», — рассказал исследователям PwC один из респондентов. В последние 1,5 года 90% опрошенных бизнесменов были вынуждены сокращать затраты, чтобы сохранить устойчивость бизнеса, почти половина заметили необратимые изменения в поведении потребителей, а 25% зафиксировали, что кризис негативно отразился на отраслевой репутации их компании.

Тем не менее оптимизм бизнесменов от кризиса почти не пострадал: более 80% уверены в росте доходов своего бизнеса в ближайшие 12 месяцев, несмотря на то что восстановление экономики ожидается не ранее второй половины 2010 года. Самые большие оптимисты — в Латинской Америке, меньше всего таковых в Восточной Европе. В России половина опрошенных прогнозируют окончание кризиса в 2010 году.

Кризис заставил по-иному смотреть на свой бизнес. «Директора должны осознать, что множество их долгосрочных стратегий надо выбросить в окно — при высокой волатильности их значимость снижается», — считает президент Eurasia Group Ян Бреммер. «Кризис стал каким-то благословением, потому что он заставляет людей отвлечься от вечной мысли о заработке и увеличении прибыльности», — философствует президент аргентинской IRSA Group Эдуардо Эльстайн.

Страх прошел, но уверенность к руководителям еще не вернулась — процесс восстановления экономики идет медленно, а последствия резкого сокращения затрат и других мер преодоления кризиса нередко весьма тяжелы, пишет президент международной сети фирм PwC Дэннис М. Нэлли. Возврата к безумному и безмерному потреблению, считавшемуся в 2007—2008 годы нормой, не будет, вторит ему гендиректор австралийской Amcor Кен Маккензи: «Я уверен, что мы не выйдем — да и не стоит к этому стремиться — на уровни прежних лет».