Попытка немецкого издательства Fuchsbriefe Verlag выделить лучшие private-банки Европы для российских клиентов оказалась не очень полезной. По мнению экспертов, работающих с крупным частным российским капиталом, все подобные рейтинги носят развлекательный характер. Российские миллионеры идут в какой-либо private banking в первую очередь по совету друзей. А одними из главных критериев оценки деятельности частного банка служат взаимопонимание с менеджером и личное доверие. О ситуации в среду пишет «РБК daily».

Представители Fuchsbriefe в прошлом году обратились в более чем сто банков и управляющих компаний немецкоязычных стран (Германия, Австрия, Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн), опираясь на заранее подготовленную легенду. Согласно ей русский миллионер принял решение выбрать банк для решения сразу нескольких задач: передачи капитала в размере 12—15 млн евро своему сыну (проживающему в Германии), покупки на эти деньги предприятия для получения отпрыском практических навыков ведения бизнеса.

На основе результатов этого исследования был составлен рейтинг «Российские деньги в Европе. Топ-2010/Private Banking Европы», в котором банки и компании оценивались по следующим трем критериям: открытость, стратегия управления капиталом, консультирование. Оценивались и основные показатели инвестиционных портфелей. «Конечно, этот рейтинг может показаться кому-то очень интересным, но для развлечения», — полагает исполнительный вице-президент банка Lombard Odier Александр Кочубей. По его мнению, этот рейтинг вряд ли поможет российским клиентам определиться с выбором банка, а лишь даст представление о том, какие финансовые компании вообще в Европе занимаются private banking. «Все эти рейтинги весьма условны. Они бывают полурекламными и очень субъективными», — полагает управляющий директор компании «Третий Рим» Андрей Мовчан. Поэтому, по его словам, на их основании нельзя точно судить, какой банк лучше, а какой хуже.

«Решающим при выборе private banking в России по-прежнему является совет друга-миллионера», — отмечает гендиректор УК «Альфа-Капитал» Михаил Хабаров. «Вместе с этим важно и впечатление от личного контакта с менеджером, — полагает Мовчан. — Клиенту необходимо найти взаимопонимание с менеджером, которому доверяют большие деньги». И уже на втором месте по важности, говорит Хабаров, непосредственно качество продуктов, в котором большинство состоятельных людей и так неплохо разбираются.

Проведенный эксперимент отнюдь не типичен для российского клиента, считает Хабаров. По его словам, в последнее время клиенты private banking «бежали от рисков всеми возможными способами на четырех ногах». Сильно вырос интерес к инструментам с фиксированной доходностью — депозитам, облигациям надежных российских компаний с госучастием.