В ежегодном рейтинге 500 наиболее значимых банковских брендов, который опубликовала консалтинговая компания Brand Finance совместно с журналом The Banker, впервые российский банк вошел в тoп-20 — бренд Сбербанка занял 15-е место. На первой строчке рейтинга уже третий год подряд находится британский HSBC. Составители рейтинга отмечают, что общая стоимость мировых банковских брендов превысила докризисный уровень на 4%. Об этом во вторник пишет «Коммерсант».

Для определения значимости и стоимости банковского бренда аналитики Brand Finance помимо динамики рыночной капитализации банка оценивают его финансовые показатели по ключевым операциям — розничным и межбанковским операциям, страхованию, управлению активами и операциям с кредитными картами. Кроме того, составляется прогноз на ближайшие пять лет с учетом специфики банка и его основных рынков, присутствия банка в ключевых регионах, устойчивости бренда (оценивается отношение к нему потребителей), а также его рыночной доли, прибыльности.

Эксперты Brand Finance пришли к выводу, что в 2009 году банковский сектор начал показывать признаки восстановления: с момента прошлого рейтинга рыночная капитализация банков, составляющих рейтинг, увеличилась на 62%, а стоимость их брендов — на 49%. Кроме того, общая стоимость 500 крупнейших глобальных брендов, присутствующих в рейтинге, превысила уровень докризисного 2007 года на 4%.

Прошлый год существенно изменил расстановку сил на мировом банковском рынке. И хотя лидером рейтинга уже третий год остается британский HSBC, который благодаря своим обширным операциям на рынках Азии не очень сильно пострадал от кризиса, а на втором месте находится Bank of America, число американских банковских брендов в рейтинге значительно уменьшилось — с 95 до 85. По словам гендиректора Brand Finance Дэвида Хэя, «на мировом рынке произошел значительный сдвиг баланса влияния — от американских банков в пользу банков из развивающихся стран».

На фоне роста банковских брендов из развивающихся стран особенно выделяется позитивная динамика российского Сбербанка, который стал первым российским банком, вошедшим в топ-20 рейтинга Global Banking 500. Если в прошлом рейтинге Сбербанк занимал 26-е место, то в этом — 15-е. Совокупный рост значимости бренда Сбербанка с прошлого рейтинга составил 160%: рыночная капитализация банка возросла до 51,1 млрд долларов с 19,6 млрд, а стоимость самого бренда — с 4,5 млрд до 11,7 млрд. В нынешнем рейтинге соотношение рыночной капитализации Сбербанка и стоимости его бренда не изменилось и составило 23%.