Кажется, кризис должен открывать новые возможности для тех, кто решил начать свое дело. Но на этот раз ничего подобного не произошло. Такой вывод можно сделать на основе данных международного проекта Global Entrepreneurship Monitor, опубликованных в январе 2010 года. Их в среду приводит газета «Ведомости».

Более половины предпринимателей, опрошенных в рамках проекта, отметили, что в 2009 году стало сложнее начать свое дело, чем годом ранее. Чем страна более экономически развита, тем более пессимистичны в своих оценках ситуации потенциальные предприниматели. И чем дольше занимаются бизнесом опрошенные, тем меньше возможностей они видят для организации нового дела.

В России существенных изменений в индексе ранней предпринимательской активности исследователи не заметили, указала Ольга Верховская, соруководитель проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» в России. Доля людей, решивших заняться собственным делом в 2009 году (4%), почти не изменилась по сравнению с 2008-м (3,5%). Страх неудачи мешает более чем 50% россиян: это один из самых высоких показателей в мире.

Даже малому бизнесу нужны ресурсы, в частности деньги, говорит Александр Ивлев, партнер Ernst & Young. А за них сейчас идет нешуточная борьба. Клиенты склонны осторожничать и отдают предпочтение известным игрокам. Малый бизнес страдает во время экономических кризисов ничуть не меньше крупного, заключает он. Разницу в предпринимательской активности в России и развитых странах можно объяснить удаленностью успешных российских бизнесменов и инвесторов от тех, кто стремится повторить их успех, считает Томас Настас, глава Innovative Ventures. В США эта дистанция намного меньше, отмечает он. Россияне привыкли интенсивно работать, но в рамках установленных правил. Предпринимательство же требует выхода за рамки и нарушения правил. Возможности общаться с людьми, совершившими такой переход, у большинства россиян просто нет, констатирует он.