Проблемы госрегулирования на финансовом рынке и взаимодействия его основных регуляторов, а также отсутствие государственной системы мониторинга и управления рисками на рынке и недостаточный контроль за финансовым состоянием его участников значительно усложнили борьбу с финансовым кризисом в 2008 году и ликвидацию его последствий, говорится в отчете Счетной палаты (СП) РФ.

Ведомство завершило проверку того, насколько эффективным в 2008 году оказались — в плане стабилизации финансовой системы — действующее законодательство и нормативная база о финансовом рынке и рынке ценных бумаг в Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), а также деятельность самой ФСФР. Проверка проходила с 25 декабря 2008 года по 6 апреля 2009-го, отчет содержит 19 выводов.

Аудиторы СП отмечают, что основные задачи Стратегии развития финансового рынка РФ на 2006—2008 годы не выполнены и уровень законодательного обеспечения рынка на конец 2008 года не соответствовал его потребностям. «Важнейшей нерешенной проблемой остается незавершенность формирования правовых основ функционирования инфраструктуры финансового рыка», — сказано в итоговом документе.

Централизованная система хранения ценных бумаг и учета прав на них не создана, стандарты национальной депозитарной системы не разработаны и не утверждены, ФГУП «Центральный депозитарий» не может приступить к деятельности из-за отсутствия лицензии — в нарушение ряда указов президента РФ, указывается в отчете. Более того, речь идет и об опасениях перетока ликвидности с российского рынка за рубеж — к этому могут привести «противоречия интересам российского фондового рынка», которые есть в законопроектах о центральном депозитарии.

В Счетной палате выделяют проблемы в государственном регулировании рынка, сложное распределение регуляторных и надзорных полномочий, а также отсутствие со стороны госорганов постоянного системного анализа ситуации на фондовом рынке и деятельности крупных фининститутов. «ФСФР России из-за недостаточного программного и технического обеспечения, а также собственных недостатков в организации работы не обеспечивает системный мониторинг ситуации и изменений в обстановке на финансовом рынке», — считают эксперты СП.

Счетная палата также подчеркивает, что ФСФР не проверяет выявленные фондовыми биржами нестандартные сделки с ценными бумагами и сама не занимается их выявлением. Параметры и сочетание критериев нестандартных сделок устанавливаются биржей и не регламентированы ФСФР и российским законодательством. Из-за этого биржи «могут создавать более или менее благоприятные условия» для их совершения. Кроме того, в ФСФР не анализируется информация и «практически полностью отсутствует контроль» внебиржевых сделок, и эта деятельность не регламентирована нормативными правовыми актами.

В отчете не обошли стороной и актуальную в последнее время тему соблюдения профучастниками нормативов достаточности собственных средств. В документе говорится об отсутствии «какого-либо экономического и математического обоснования» этих показателей, установленных на момент проверки, и о том, что «они не могут свидетельствовать о финансово-экономическом состоянии участника рынка, результатах ведения им финансово-хозяйственной деятельности, рентабельности и возможности наступления банкротства». В результате существующая система требований и контроля за финансовым состоянием профучастников не позволяет эффективно предупреждать и выявлять на ранней стадии их действия, которые создают нестабильность на рынке или приводят к ущербу владельцев ценных бумаг, констатируют в Счетной палате.

Проверялась и деятельность товарных бирж, в отношении которых аудиторы отметили прежде всего необходимость переоформления лицензий, полученных на основании положений о лицензировании, утвержденных в 1994—1995 годах. В Счетной палате настаивают на «серьезной реорганизации» работы ФСФР по контролю за товарными биржами из-за того, что те систематически нарушают требования законодательства РФ.

Еще одним выводом, который эксперты озвучили в докладе, стало отсутствие системы защиты прав владельцев и контроля за их соблюдением эмитентом и профучастниками. «Целостного организационного механизма» в виде эффективных правоустанавливающих, правоприменительных и контрольно-надзорных подсистем на сегодня в России нет, резюмируют специалисты Счетной палаты.