Уровень доверия к бизнесу в России за последний год снизился на 10% и на начало 2010 года составил 42% — меньше, чем в ряде европейских стран и в США, сообщается в докладе компании Edelman Trust Barometer, который был презентован в пятницу в Москве. Результаты исследования свидетельствуют, что после спада в 2009 году глобальное доверие к бизнесу в мире к началу 2010-го незначительно выросло за счет восстановления доверия в США и ряде стран Западной Европы. В России, отмечают составители доклада, за последний год произошло самое серьезное уменьшение доверия к бизнесу среди всех исследуемых компанией стран.

В конце 2009 года россияне больше доверяли некоммерческим правительственным организациям (41%), чем власти (38%) и СМИ (37%). Среди молодых респондентов 25—34 лет эта тенденция наиболее сильна (52% от опрошенной молодежи доверяют бизнесу, 44% — НПО, 34% — власти и только 6% — СМИ).

62% россиян по-прежнему опасаются, что по окончании кризиса бизнес вернется к прежним «своекорыстным» моделям поведения. В большей степени российские граждане доверяют бизнесу в отраслях телекоммуникаций и высоких технологий (66%), автомобилестроения (57%), индустрии развлечений (55%) и розничной торговли (50%). Меньше респонденты верят фармацевтическим компаниям (37%, тогда как в странах ЕС — 55%) и бизнесу в сфере здравоохранения (38%), страхованию, СМИ и банковскому сектору (по 41%). Больше всего россияне доверяют немецкому бизнесу (77%), японскому (72%), шведскому (71%), канадскому (67%).

По словам президента и генерального директора Edelman по Европе, Ближнему Востоку и Африке Дэвида Брейна, уровень доверия к бизнесу в России упал сейчас, так как рецессия и экономический кризис затронули ее позже, чем европейские страны. Он сообщил, что в 2009 году в Америке был зафиксирован очень большой спад доверия к власти и бизнесу, но сейчас ситуация улучшается.

По данным исследования, в формировании позитивной репутации компании в России особое значение имеют мнения независимых ученых или экспертов. Им доверяют 75% россиян. В наименьшей степени россияне формируют мнение о компании на основе высказываний госчиновников — представителей регулирующих органов (27%), сотрудников компании и представителей неправительственных организаций (по 33%).

Ежегодное десятое социологическое исследование компании Edelman Trust Barometer проводилось в сентябре и декабре 2009 года в формате 25-минутных телефонных интервью в 22 странах мира. В России были опрошены 150 респондентов, статистическая погрешность составляет примерно 6%.