Кризис — не повод лишать сотрудников премиальных. Дополнительное вознаграждение по итогам 2009 года получили или получат сотрудники большинства российских компаний, показал опрос Pynes Group, о результатах которого в среду сообщает газета «Ведомости».

Лишь 11% крупных компаний, работающих в России, оставят своих сотрудников без ежегодного бонуса по итогам прошлого года, показывают результаты мониторинга Pyndex, проводимого Pynes Group. 74% опрошенных компаний либо уже выплатили бонус, либо собираются это сделать.

Среди организаций, решивших не оставлять сотрудников без ежегодной премии, опять же большинство — 68% — намерены выплатить его в полном объеме и всем, кому он обычно положен. Остальные сокращают либо круг сотрудников, имеющих право на бонус, либо объем выплат, либо и то и другое. Интересная деталь: если уж российские компании решают отменить бонусы, то всем сразу — в отличие от иностранных, которые для сокращения расходов делают премиальные выплаты более дифференцированными. «Слава богу, у большинства российских компаний хватило ума и денег, чтобы не отказываться от бонусных программ», — говорит Сергей Львов, гендиректор российской консалтинговой компании Axes Management. Кризис — это война, считает он: если на войне сказать сотрудникам, что еще и платить им будут меньше, они не поймут. Львов знает примеры российских предприятий, которые в середине года скорректировали планы в сторону понижения, чтобы они стали более адекватными, а у сотрудников появилась возможность получить годовой бонус.

Опрошенные «Ведомостями» компании по большей части результаты Pyndex подтверждают.

Говорить о том, что компании выходят из кризиса, пока рано, считает Галина Березовская, руководитель проекта Pyndex. Но ясно, что работодатели вновь готовы вкладываться в персонал, говорит она. 34% проявивших щедрость организаций видят одну из главных целей на ближайшие полгода в том, чтобы «повысить эффективность, снизить издержки на персонал». Столько же планируют «оптимизировать бюджет на управление персоналом (без изменения фонда оплаты труда)», «реорганизовать и оптимизировать структуру компенсаций», «оптимизировать организационную структуру компании». Лишь 32% не ставят перед собой никаких антикризисных целей.