Россияне мало осведомлены о своих финансовых правах, не привыкли вчитываться в этикетки на продуктах питания и подписывают кредитные договоры, практически «не глядя», заявил РИА Новости накануне Всемирного дня защиты прав потребителей, отмечаемого 15 марта, глава Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко.

«Девиз Дня защиты прав потребителей — «Наши деньги, наши права». Причина понятна: те проблемы, с которыми столкнулись люди в экономике, прежде всего коснулись финансовых услуг — тех займов, которые люди брали в банках», — сказал Онищенко.

По его словам, банки, страхуя свои риски, закладывают в договорные отношения такие условия, которые не видны непрофессионалу, «но по факту сумма долга у исправно выплачивающего его заемщика не только не уменьшается, а даже увеличивается». Нередко банки также навязывают дополнительные издержки: страхование жизни при крупной сумме займа, плату за открытие и ведение ссудного счета, отметил Онищенко.

Вместе с тем, подчеркнул он, Роспотребнадзору в последние годы удалось наладить диалог с кредитными организациями. «Мы видим определенную динамику: от полного отрицания Роспотребнадзора как службы, которая позиционирует себя на рынке финансовых услуг, до нормального диалога с банками», — указал Онищенко.

Он напомнил, что президиум Высшего арбитражного суда 2 марта вынес решение в пользу заемщиков в отношении Русского Банка Развития (ныне — «Открытие»). Суд подтвердил недопустимость практики одностороннего изменения условий кредитного договора, применения договорной неустойки за нарушение заемщиком сроков выплат, нарушения права потребителей на альтернативную подсудность.

«Россиянам хочется пожелать помнить о своих потребительских правах не только в этот день (15 марта), но и в другие дни года. И не только помнить, но и уметь ими грамотно пользоваться», — сказал Онищенко. «Нужно уметь их отстоять, вовремя усмотреть возможные издержки и знать, куда обратиться», — добавил он.

В этом году во всех регионах России будут организованы тематические приемы для граждан, потребительские уроки-практикумы, тренинги, круглые столы с участием представителей банков, а для молодежи просветительская работа будет налажена через Интернет, сообщил Онищенко. Под патронажем Министерства финансов РФ при участии Всемирного банка в июне будет запущен проект по повышению финансовой грамотности населения, который будет работать в течение нескольких лет.

Говоря о жалобах, поступивших в Роспотребнадзор в 2009 году, Онищенко заметил, что более 60% из них касались прав потребителей. «Анализируя содержание жалоб, можно сказать, что 60% из них были связаны с неправомерными действиями в сфере торговли, 22% — в сфере услуг и где-то 18% — это иные вопросы, которые затрагивают потребительские интересы населения», — уточнил глава Роспотребнадзора.

По его данным, в сфере услуг по числу жалоб лидирует жилищно-коммунальный комплекс — почти 70% обращений. Затем идут финансовые услуги, услуги связи, общественное питание, туристические, медицинские услуги.