Госдума на пленарном заседании в среду отклонила в первом чтении проект закона «О строительных сберегательных кассах».

Законопроект, внесенный депутатами Оксаной Дмитриевой, Иваном Грачевым и председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым, предусматривает создание строительных сберегательных касс, под которыми понимаются специализированные банки, привлекающие денежные средства физических лиц в строительные сберегательные вклады и предоставляющие своим вкладчикам кредиты для улучшения жилищных условий. Проектом закона предлагается решать задачу жилищного обеспечения путем развития системы финансирования гражданами жилищного строительства, приобретения жилых помещений и земельных участков и иных мероприятий по улучшению жилищных условий.

Комитет по финансовому рынку не поддержал законопроект, поскольку его авторы не учли принципиальных замечаний, высказанных комитетом ранее. Он считает, что принятие законопроекта в данной редакции может привести к существенному нарушению прав граждан — вкладчиков строительных сберегательных касс, нецелевому использованию бюджетных средств и в целом не будет способствовать достижению заявленных в проекте целей.

Комитет обращает внимание на то, что в законопроекте и в пояснительной записке к нему по-прежнему отсутствует какое-либо серьезное экономическое обоснование достаточности получаемых строительными сберегательными кассами доходов для того, чтобы они могли осуществлять долгосрочное жилищное кредитование и выплачивать вкладчикам проценты по внесенным последними вкладам, сохраняя при этом финансовую устойчивость.

В уточнении нуждается предмет регулирования законопроекта в части определения участников регламентируемых им отношений, а также круг лиц, которые могут являться вкладчиками строительных сберегательных касс. Нечетко сформулированы основания для отказа строительной сберегательной кассы вкладчику в предоставлении кредита.

Содержатся и другие замечания. В целом комитет отмечает, что предусмотренная законопроектом господдержка вкладов в строительных сберегательных кассах не обеспечивает адресности бюджетной поддержки конкретным нуждающимся в такой помощи гражданам, поскольку предоставляется неопределенному кругу лиц. При этом использованные в законопроекте и в финансово-экономическом обосновании максимальные расчетные суммы вкладов, на которые за счет федерального бюджета начисляются премии государства, и максимальный размер ежегодной премии государства в расчете на одного вкладчика — 14 тыс. рублей — позволяют комитету сделать вывод о низкой эффективности данного способа жилищного финансирования, поскольку данные суммы существенно меньше тех, которые требуются для приобретения жилья.