Большинство клиентов банков из Восточной Европы и Азии доверяют финансовым советам друзей и родственников, а профессиональных консультантов не жалуют, пишут в пятницу «Ведомости».

К такому выводу пришли специалисты международной компании Synovate, опросив по 1 тыс. клиентов банков в 13 странах — России, Польше, на Украине, в Словакии, Венгрии, Чехии, Греции, Сербии, Болгарии, Румынии, Турции, ОАЭ, Саудовской Аравии. Отвечая на вопрос «К кому или куда вы обычно обращаетесь за советом в области финансов?», от 50% до 70% респондентов из разных стран (кроме поляков и турок) назвали членов своей семьи или друзей. Телевидение и прессу, а также Интернет указали менее 5% клиентов банков всех стран, за исключением Турции. Непосредственно к банкирам за советом ходят в среднем 15—25% респондентов. Популярность независимых финансовых консультантов в большинстве стран оставляет желать лучшего — 3—7% опрошенных.

«В денежных вопросах люди склонны доверять только тем, кого они хорошо знают. Кроме того, в большинстве выбранных стран практически нет традиций общения с банковскими менеджерами и консультантами, соответственно, нет и доверия к ним, объясняет гендиректор консультационной компании «ММ-Класс» Марина Мелия. Чем больше финансовых потрясений в последние годы пережило население страны, тем больше людей склонно доверять лишь самым близким людям. Поэтому чаще всего к мнению родственников и друзей прислушиваются жители Сербии (72,3%), где в 90-х шла война и деньги населения были заморожены, считает директор по маркетингу Synovate (Россия) Мария Вакатова.

Россияне также чаще решают финансовые вопросы с семьей (39,3%) или друзьями (17,4%). К банкирам обращаются 22,5% российских респондентов, а к независимым консультантам — лишь 5%. Это неудивительно, ведь в России самый надежный маркетинговый инструмент — сарафанное радио; даже заболев, мы привыкли обращаться к знакомым, подчеркивает Вакатова. А Мелия видит причину в особенностях русской души: «Русским любую проблему нужно обсудить, найти свою референтную группу — людей, на которых можно равняться». По ее мнению, такому распределению приоритетов способствовали и кризисы, которые за последние 15 лет подорвали доверие россиян к финансовым институтам, и отмечаемый до сих пор низкий уровень финансовой грамотности населения. На низкую финансовую грамотность россиян сетует и финдиректор компании «Универсальный финансовый консультант» Артем Плотников.