Всемирный банк вывел формулу финансового благополучия России, пишет во вторник газета «Ведомости».

Чтобы Россия сохранила и преумножила стабфонд для будущих поколений, а бюджет был навсегда застрахован от колебаний цен на нефть, Всемирный банк предлагает правило постоянного дохода. Оно означает неизменный уровень нефтегазовых расходов бюджета, равный дисконтированной стоимости нефтегазового богатства страны. Его объем банк в исследовании «Долгосрочные риски и устойчивость бюджета в богатой нефтью стране» оценил в 3 трлн долларов в 2009 году, допустимый объем бюджетной нефтегазовой ренты — примерно в 2% годовых (или около 4,3% ВВП).

Расчеты сделаны, исходя из ежегодных объемов добычи нефти и газа до 2040 года по прогнозу Минэкономразвития и собственных оценок и цены нефти в 60 долларов за баррель в реальном выражении в течение всего периода, пояснил экономист Всемирного банка Карлис Смитс. Объем ежегодной нефтяной ренты рассчитан как теоретическая доходность от вложений нефтегазового богатства в безрисковые бумаги.

Главная проблема для нефтяных государств — колебания цен на сырье, принцип постоянного дохода помогает рассчитать максимальный уровень расходов, который можно позволить независимо от цены нефти, говорит Смитс.

Еще до кризиса ненефтегазовый дефицит российского бюджета (разница между доходами без учета нефти и газа и общими расходами) начал расти с 2—4% до 6,5% ВВП в 2008 году, а в кризисном 2009-м достиг почти 14%, отмечают главный экономист Всемирного банка по России Желько Богетич и его коллеги в исследовании. Доля нефтегазовых доходов консолидированного бюджета утроилась почти до 30%. Уже потратив значительную часть резервов, Россия намерена изменить «политику незаимствований», рискуя без сокращения расходов «проесть» резервы уже в 2011 году, а к 2040-му иметь 80% ВВП чистого долга.

В идеальном сценарии к 2040 году активы превышают долг почти на 20% ВВП (к началу 2009-го — 10%); растущее давление соцрасходов компенсируется либо сокращением прочих, либо повышением их эффективности, либо расширением налоговой базы. Такой вариант предполагает сокращение ненефтегазового дефицита к 2015 году до 4,3%, после чего он никогда не превышает этот уровень. Дефицит покрывается нефтегазовым трансфертом, необходимости в займах в этом сценарии нет, говорит Смитс.