Кризис заставил российские банки и инвесткомпании существенно изменить систему бонусных выплат и вознаграждений сотрудников, пишет во вторник «Коммерсант». Многие из них повысили фиксированную часть выплат, а оставшуюся привязали к эффективности результатов работы сотрудников. Невыполнение заданных ориентиров может привести к увольнению сотрудников: например, брокерские компании готовы увольнять аналитиков за нерезультативность их прогнозов.

По данным кадровых агентств, после кризиса произошла жесткая привязка деятельности сотрудника к ее результатам. По их словам, в первую очередь это коснулось инвесткомпаний и инвестбанков. «В инвесткомпаниях и инвестбанках затраты на оплату труда составляют до 35—40% всех расходов, поэтому желание сократить эти издержки вполне оправданно», — отмечает партнер агентства TopContact Артур Шамилов.

«Мы решили привязать оценку результатов работы аналитиков к реализации прогнозов, потому что наши клиенты — основные потребители их отчетов, они ориентируются на их рекомендации, им важно совпадение прогнозов, инвестиционных идей и целевых цен с реальной ситуацией», — рассказывает гендиректор «Брокеркредитсервиса» Юрий Минцев. В результате, по словам господина Шамилова, в том случае если нет результатов, бонусы не платятся, а некоторых сотрудников даже увольняют. «Компании экономят на общем объеме выплат, но при этом стараются сохранить и мотивировать наиболее эффективных, перераспределяя выплаты в пользу тех, кто показывает лучший результат», — рассказывает вице-президент «АМТ Консалт» Олег Козлов.

Оценивать эффективность сотрудников по KPI (ключевые показатели эффективности) начал даже консервативный Сбербанк, подчеркивает издание. В сентябре прошлого года банк начал проверять компетенцию начальников отделов центрального аппарата и начальников управлений в регионах, а в нынешнем году проверит и 20 тыс. управляющих отделениями. После проверки управленческого потенциала оцениваться будут и конкретные бизнес-показатели, которых достиг менеджер.

При этом многие инвесткомпании и банки стали сокращать бонусные выплаты. «По финансовому сектору бонусные программы сократили или отказались от них в 40—50% компаний», — отмечает директор компании «Анкор. Банки, финансовые услуги» Анна Добрякова. По итогам 2009 года крупнейшие госбанки отрапортовали о сокращении вознаграждения топ-менеджерам в среднем в два раза, выполнив, таким образом, требования чиновников о сокращении бонусных выплат. В конце января министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что власти планируют разработать правила оплаты высшего менеджмента банков, чтобы стимулировать их к долгосрочной, устойчивой работе институтов, а не быстрой прибыли, которая дает быстрые бонусы.

Впрочем, многие банки в период кризиса и вовсе отказались от бонусных выплат и до сих пор их не возобновили. «В компании уже два года не было бонусов, это осознанное решение», — отмечает директор по работе с персоналом ФК «Уралсиб» Екатерина Успенская. «На фоне сокращений персонала выплачивать бонусы было бы цинично — лучше за счет этого фонда премий сохранить какие-то рабочие места», — добавляет она.