Как стало известно «Бизнесу», Ассоциация региональных банков России вместе с компанией «Секвойя Кредит Консолидейшн» создают рабочую группу, которая будет разрабатывать закон о коллекторских агентствах. Председатель компании Евгений Бернштам предлагает ввести лицензирование коллекторов и ограничить минимальный размер их капитала суммой в 500 тыс. долларов.

По оценкам компании «Межрегиональный долговой центр» (МДЦ), в России работают не более 10 самостоятельных коллекторских агентств, специализирующихся на сборе «плохих» долгов. Но почти каждый день на этот рынок выходят новые игроки, связанные с розничными банками. Управляющий партнер «Секвойя Кредит Консолидейшн» Евгений Бернштам говорит, что «серьезно сбором долгов занимаются пять компаний». Потенциальный оборот коллекторов он оценивает в 3,5 млрд. долларов. Но скоро на этом рынке может появиться регулирование.

Сервисные компании нужно лицензировать, возможно, еще более жестко, чем банки, полагает вице-президент Связь-Банка Аркадий Комягинский: «Важно, чтобы коллекторские агентства не ассоциировались с дикими ребятами, которые вышибают деньги силовыми методами». «Порядок лицензирования, полномочия и функции коллекторов необходимо четко зафиксировать, чтобы ограничить доступ непрофессионалов на этот рынок»,— считает начальник управления розничных продуктов и услуг Международного Московского Банка Алексей Аксенов. Правда, многие коллекторы сомневаются, что государство будет заниматься их бизнесом.

«Выдавать лицензии на эту деятельность не возьмется ни одно ведомство»,— уверен участник рынка, пожелавший остаться неназванным. Бернштам считает, что эти функции можно предложить Минэкономразвития или Федеральной службе по финансовым рынкам. По словам директора по развитию бизнеса долгового агентства «Пристав» Сергея Шпетера, лицензии может выдавать саморегулируемая организация. «Мы допускаем саморегулирование, однако сейчас не нужно увеличивать количество отраслей, подлежащих лицензированию,— возражает директор по развитию бизнеса Финансового агентства по сбору платежей Наталья Никитина,— это новый рынок, и к нему нужно подходить осторожно».