К 2030 году российская экономика может занять шестое место по показателю ВВП в общемировом рейтинге, значительно обогнав по темпам роста экономику Германии.

Как сообщает в среду газета «РБК daily», такой вывод можно сделать на основании стратегии развития нефтяной отрасли до 2020 года, которую готовит Минэнерго. Из нее следует, что потребление нефтепродуктов на внутреннем рынке, которое в прошлом году упало на 5,1%, в этом году должно увеличиться на 0,9% до 112,1 млн тонн, в 2015 году — до 130,5 млн тонн, в 2030 году — до 216,6 млн тонн.

Для обеспечения такого роста должно непропорционально расшириться энергоемкое производство, в частности нефтехимическая промышленность.

В соответствии с нефтяной стратегией, за счет развития внутрироссийского спроса начнет сокращаться экспорт. Поставки нефтепродуктов на внешние рынки должны уменьшиться со 121,5 млн тонн в 2010 году до 80,4 млн тонн к 2030 году. Однако говорить о существенном ослаблении сырьевой зависимости экономики можно будет только к 2025 году.

Сами нефтяники не соотносят свои планы с планами чиновников. В «ЛУКОЙЛе» пояснили, что, согласно программе развития до 2019 года, компания намерена сократить экспорт нефти к соответствующему году на 20% и увеличить продажи нефтепродуктов как за рубеж (на 14%), так и внутри страны. Пресс-секретарь «Роснефти» Николай Манвелов отметил, что компания собирается довести объем нефтепереработки как минимум до половины добываемой нефти, поэтому нацелена на увеличение глубины переработки и объемов экспорта топлива. «Это гораздо выгоднее и создает дополнительную добавленную стоимость», — сказал он.

«Нефтяная стратегия — довольно противоречивый документ, а состояние нефтяного рынка, его перспективы меняются довольно существенно», — считает председатель совета директоров «ЛУКОЙЛа» Валерий Грайфер, который участвовал в подготовке стратегии развития ТЭК до 2030 года. Примером может служить то, как изменилась ситуация с использованием газа в США: страна из импортера готова превратиться в экспортера. Поэтому очень трудно прогнозировать развитие рынка больше чем на два-три года вперед.