Госдума на пленарном заседании в среду приняла во втором чтении проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Законопроект предусматривает внесение изменений в законодательство, направленных на усиление уголовно-правовой защиты отношений в сфере экономической деятельности.

Изменения, вносимые в ст. 169 УК, повышают ответственность должностных лиц за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. За неправомерный отказ в госрегистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а также незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, будет налагаться штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. рублей (сегодня — до 200 тыс.).

Аналогичные деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а также причинившие крупный ущерб, будут наказываться лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 3 до 5 лет (сейчас — до 5 лет) со штрафом в размере до 250 тыс. рублей (сейчас — 80 тыс.) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 12 месяцев (до 6 месяцев соответственно), либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет (до 2 лет).

Крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 1 млн рублей (сейчас — 250 тыс.), особо крупным — 6 млн (1 млн).

Из статей УК об ответственности за незаконное предпринимательство и незаконную банковскую деятельность предлагается исключить указание на «нарушение лицензионных требований и условий» в связи с неопределенностью этой формулировки, что приводит к расширительному ее толкованию, а в ряде случаев открывает возможности для злоупотреблений.

Одновременно в УК предлагается признать утратившей силу ст. 173 об ответственности за лжепредпринимательство, поскольку она практически не применяется. Это связано с неопределенностью ее формулировки, а также с тем, что предусмотренные в ней деяния охватываются другими составами преступлений.

В ст. 174, предусматривающей ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, устанавливается, что финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, признаются операции и сделки на сумму больше 6 млн рублей (сейчас — 1 млн).

В соответствии с новой редакцией ст. 174.1 финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления (за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению данными денежными средствами или иным имуществом, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 100 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового. Аналогичные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо лицом с использованием своего служебного положения, будут наказываться лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового. А если они совершены организованной группой, то наказываются лишением свободы на срок от 7 до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового.

В настоящее время УК предусматривает ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ. При этом под крупным размером понимается сумма, превышающая 5 млн рублей. Законопроектом предлагается увеличить ее до 30 млн.

УК также предусматривает ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей. При этом уклонение признается совершенным в крупном размере, если речь идет о сумме, превышающей 500 тыс. рублей, а в особо крупном — 1,5 млн. Законопроектом предлагается увеличить эти суммы до 3 млн и 36 млн соответственно.

В Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) предлагается внести изменения, в соответствии с которыми заключение под стражу допускается только в исключительных случаях, при наличии определенных ст. 108 УПК обстоятельств, в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, не являющихся «общеуголовными», в основном в сфере экономики. Такие лица, оставаясь на свободе до вынесения приговора, по мнению президента, не представляют большой опасности для общества.

Кроме того, законопроектом предлагается уточнить в УПК статью о залоге, что позволит расширить применение этой меры пресечения. Предполагается, в частности, что залог в качестве меры пресечения может быть избран в любой момент производства по уголовному делу. По уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести залог не может быть меньше 100 тыс. рублей, а по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях — менее 500 тыс. В законопроекте определяются условия принятия в залог недвижимого имущества и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в России акций и облигаций.

В законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» уточняется, что госрегистрация арестов недвижимого имущества, а также госрегистрация залога как меры пресечения, избранной в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, проводится на основании копий решений и определений судов в отношении прав на недвижимое имущество, вступивших в законную силу и направленных в органы, осуществляющие госрегистрацию прав, судебными органами.

В законе «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» уточняется, что право гражданина России на выезд из страны может быть временно ограничено, если он в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда. Сейчас такое ограничение действует в отношении лица, задержанного по подозрению в совершении преступления либо привлеченного в качестве обвиняемого.

Закон должен вступить в силу со дня его официального опубликования.

Заместитель председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Андрей Назаров, комментируя журналистам законопроект, внесенный президентом и принятый Госдумой во втором чтении, заявил: «Президент от имени государства и общества дает предпринимательскому сообществу сигнал о том, что от него ожидают активной работы по решению главной задачи сегодняшнего дня — задачи по модернизации страны. И наказание, которое могут понести предприниматели за те или иные проступки, должно быть соизмеримо со степенью общественной опасности их действий. И если уж предприниматель работает без лицензии, его наказать необходимо, но вот отправлять его на 10—15 лет в места не столь отдаленные неправильно».