Вступившие в силу с 1 апреля поправки к закону о платежных терминалах привели к росту комиссий. Владельцы терминалов компенсируют свои расходы на обязательную установку контрольно-кассовой техники (ККТ), однако кое-кто не исключает, что таким образом могут компенсироваться и выпадающие доходы от незаконного оборота наличных. Об этом в пятницу пишет «Коммерсант».

С начала апреля многие владельцы терминалов моментальных платежей повысили комиссии, взимаемые с отправителя платежа. Гендиректор терминальной компании «Спринтнет» Рустам Ахтаров сообщил о повышении комиссии в среднем на 1,5 процентного пункта. По словам директора по PR компании «ОСМП» (по оценкам компании, на нее приходится 49% рынка моментальных платежей) Александры Высочкиной, повышение составило в среднем 1—5 процентных пунктов: «Теперь комиссии составляют 6—10% от платежа, иногда даже превышают 10%». Таким образом, у ряда операторов комиссии выросли вдвое.

Повысить комиссии, по словам участников рынка моментальных платежей, они вынуждены в связи с ростом расходов на обслуживание бизнеса: с 1 апреля вступили в силу поправки к закону «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», согласно которым работа терминалов, не оборудованных контрольно-кассовой техникой (ККТ), поставленной на учет в налоговой инспекции, запрещена.

По данным ОСМП, порядка 40% владельцев терминалов обслуживаемой компанией сети (порядка 100 тыс. терминалов) установили ККТ, и некоторые из них могли повысить комиссии. При этом подсчет, сделанный участниками рынка, показывает, что доходы от повышения комиссии многократно перекрывают расходы, возникающие у владельцев терминалов в связи с новым законом. Так, разовый расход на установку комплекта ККТ на один терминал составляет 17,5—31,5 тыс. рублей, еще порядка 1 тыс. будет стоить ежемесячное обслуживание контрольной техники. При этом если раньше комиссионный сбор владельца с одного терминала составлял 30—75 тыс. рублей, то после повышения он вырастает до 90—150 тыс.

Как ранее писало издание, часть владельцев терминалов предпочли работать по «банковской схеме», заключив с банком договор купли-продажи терминала с обратным выкупом и обойдя таким образом необходимость фискализации. В таких терминалах комиссии также повышаются — их владельцы компенсируют свои расходы на сотрудничество с банками, причем, как показывают подсчеты, также с лихвой. По данным ОСМП, по «банковской схеме» теперь работает до 45% терминалов, обслуживаемых системой. Еще около 15% терминалов приостановили работу.

Участники рынка также не исключают, что владельцы терминалов повышают комиссии, компенсируя совсем другие расходы, вернее, выпадающие доходы. «Главным драйвером развития бизнеса платежей с помощью терминалов была незаконная продажа наличных, которая резко сократилась в связи с фискализацией терминалов», — считает исполнительный директор платежной системы «Киберплат» Владимир Кузнецов.

Не повышают комиссии пока только компании, у которых есть лицензия на осуществление банковских операций. Так, в компании «Элекснет» сообщили, что пока не увеличивали комиссии.

В повышении комиссионных владельцы терминалов ограничены только конъюнктурой рынка. Однако в ФАС предупредили, что если будут обнаружены «признаки согласованных действий при повышении комиссий», к нарушителям будут применяться соответствующие санкции.