Россияне стали больше думать о накоплении сбережений — в 2010 году 63% опрошенных выразили намерение больше копить по сравнению с 22% в прошлом году, следует из результатов 21-го ежегодного исследования Observatoire Cetelem.

«После стресс-теста европейских экономик в 2009 году тенденция к накоплению сбережений возникает во многих странах. Намерения откладывать деньги достигли 50% (в среднем по 12 странам Европы) и выросли с 22% в 2009 году до 34% в 2010-м. В 2010 году более трети европейцев (34%) говорят о том, что собираются больше копить. Это в особенности справедливо для Южной Европы, а именно Испании, Португалии и Италии. В России намерения копить особенно резко выросли: 63% в 2010 году по сравнению с 22% в прошлом», — говорится в сообщении Cetelem. При этом подчеркивается, что впервые за 10 лет намерения сберегать преобладают в четырех крупнейших странах (Южная Европа): в Испании, Франции, Италии и Португалии.

В 2010 году намерения тратить снижаются (в среднем по 12 странам), в первую очередь из-за существенного спада, который наблюдался в Германии, Италии и Испании. Тем не менее намерения тратить остались на тех же уровнях в Центральной Европе и даже выросли в Венгрии, Чешской Республике и Словакии. В России снижение составило 8%.

«Ничто никогда не будет как раньше», — заявили 64% европейцев, которые уверены, что экономический кризис окажет влияние на их потребительское поведение в долгосрочной перспективе, говорится в сообщении. Эти долгосрочные изменения воспринимают как свершившийся факт более трех четвертей опрошенных в Италии, Франции, Португалии и России. В Венгрии эта цифра поднимается до 8 из 10 опрошенных.

«Эра ненасытного, «одноразового» потребления, похоже, подошла к концу. Эта тенденция сопровождается настоящим взлетом рынка товаров, бывших в употреблении, который является ответом на потребности европейского потребителя — лучшее соотношение цена-качество — и также служит подтверждением перехода к новому типу потребления», — говорится в сообщении. В целом среди наиболее востребованных на вторичном рынке групп продукции — товары культуры, автомобили, одежда и игрушки.

По данным исследователей, больше всего покупок на вторичном рынке делают немцы, венгры и поляки, в то время как русские, португальцы и испанцы пока отстают по этим показателям. В настоящее время 57% европейцев считают, что, приобретая подержанные товары, они рискуют быть обманутыми. Однако такое же количество опрошенных думают, что это «хороший способ покупать более качественные вещи». Для половины респондентов это способ покупать больше.

«Русские, испанцы и португальцы не являются сторонниками таких покупок: риск быть обманутыми и получить продукт худшего качества для них важнее, чем возможные плюсы». Причем в России так считают 67% опрошенных, а 38% уверены, что подержанный товар может быть некачественным. При этом 37% россиян считают, что покупка подержанных товаров — это «хороший способ потреблять больше».

Для сравнения — в Португалии наибольшее количество людей считают, что это может быть некачественная покупка (51%). И, наоборот, во Франции так думают только 10%, а в Великобритании — 12%.