Разработанная Минфином «Программа повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 года» утверждена как основа для новой долгосрочной стратегии правительства России. Текст программы вызвал жесткие содержательные возражения у всех ведомств — от Минздрава до ФСБ, но они будут учитываться лишь по возможности. Документ, который был рассмотрен на заседании рабочей группы при правительственной комиссии по административной реформе 14 апреля, прошедшем под председательством руководителя аппарата правительства Сергея Собянина и министра финансов Алексея Кудрина, и решение о судьбе которого может сегодня принять премьер-министр Владимир Путин, должен к осени 2010 года привести к новой бюджетной революции — определению Минфином правил игры в правительстве на период до 2020 года. Об этом в понедельник пишет «Коммерсант».

Из материалов Минфина следует, что документ встретил массу возражений со стороны как федеральных органов власти, так и законодательной власти, оформленных в виде объемных возражений от Счетной палаты. Но, как сообщили источники в правительстве, по итогам заседания рабочей группы было решено доклад Минфина «взять за основу» и, учитывая ограниченные сроки, доработать их, рассматривая замечания оппонентов лишь «по возможности».

Основной целью бюджетной реформы Алексей Кудрин в документах Минфина называет «внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления». В документах Минфина предлагается ввести новое понятие для бюджетного процесса — «государственная программа» (ГП). Меняется и конструкция госинвестиций, которые сегодня осуществляются через федеральные целевые программы (ФЦП) и федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП). Минфин заявил, что ГП по объемам должны превышать ФЦП и ФАИП, поглотить их и «охватывать большую часть расходов федерального бюджета». На первом этапе ФЦП и ФАИП, утвержденные до 1 января 2011 года, попадут в ГП в качестве подпрограмм. Сама необходимость формирования госпрограммы должна формулироваться Белым домом в «Основных направлениях деятельности правительства» (ОНДП) — существование и роль «Основных направлений» предполагается учесть в Бюджетном кодексе. Отметим, главное в идеологии госпрограмм — то, что они в отличие от ФЦП не являются сметой на расходование определенной суммы бюджетных средств: ГП более гибки в вопросах того, сколько средств необходимо для реализации промежуточных целей, и более жестки в вопросах отчетности по достижению таких целей.

Новшества предлагается вводить стремительно, исходя из того, что «федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать первым федеральным бюджетом, составленным, утвержденным и исполненным в программном формате». На переходный период Минфин отводит только 2011 год, в течение которого собирается изменить бюджетную классификацию расходов. В результате Минфин предлагает охватить государственными программами «все сферы деятельности органов исполнительной власти» с конкретным указанием ответственного за реализацию госпрограммы ведомства. Переход на новые принципы бюджетного планирования сопровождают детали, в корне меняющие нынешнюю бюджетную конструкцию. Так, предлагается вернуть ограничение по дефициту федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов на уровне 1% ВВП. Сами нефтегазовые доходы рекомендовано использовать не ранее 2015 года. Перечень госпрограмм и их исполнителей предполагается определить уже в мае 2010 года.

Кроме того, Минфин предлагает не привязывать бюджет к параметрам ВВП и инфляции, исключить эти параметры из Бюджетного кодекса вместе с требованием «по обязательному внесению изменений в случае получения дополнительных доходов». Минфин намерен отказаться и от обязательной индексации расходов, «прежде всего публичных нормативных обязательств по уровню прогнозируемой инфляции». Исключение Алексей Кудрин предусматривает только для социальных пособий. Отдельно Минфин собирается оптимизировать налоговую систему, и прежде всего ввести законодательный запрет на льготы по региональным и местным налогам, установленные федеральными законами. Еще одно предложение Минфина — «повысить потенциал имущественных налогов и земельного налога, а также ускорить введение налога на недвижимость». Сами региональные бюджеты также должны подвергнуться серьезной перестройке — например, Минфин собирается консолидировать и субсидии регионам в рамках тех же государственных программ.

Чтобы такая бюджетная конструкция не «размывалась» ставшими традиционными поправками к закону о бюджете, Минфин собирается установить количественное ограничение на пересмотр бюджета. Наконец, правила игры предлагается зафиксировать до 2020 года включительно: в сентябре 2010-го, предлагает Минфин, правительство должно принять долгосрочные бюджетную стратегию и финансовый план на этот срок. Порядок разработки плана предлагается определить в июне.