Двенадцатый арбитражный апелляционный суд 30 апреля приступит к рассмотрению жалобы Саратовского отделения № 8622 Сбербанка России, которое просит отменить решение совместной комиссии областных УФАС и ГУ ЦБ, признавшей банк нарушителем закона о конкуренции, сообщает РИА Новости со ссылкой на материалы, размещенные в среду на сайте суда.

Как следует из документов, поводом к возбуждению дела в отношении Сбербанка послужило сообщение местного жителя о взимании отделениями банка в Саратовской области платы с населения в размере 10 рублей при приеме платежей. Совместная комиссия УФАС и Главного управления Центрального банка РФ по Саратовской области провела расследование и 15 сентября 2009 года признала действия банка нарушающими часть 1 статьи 10 закона РФ «О защите конкуренции».

Комиссия установила, что банк с сентября 2008 года на территории Саратова и Энгельса ввел тариф за подготовку платежного документа при приеме наличных платежей с населения в размере 10 рублей. При нежелании платить 10 рублей за оформление платежного документа при переводе платежей без открытия банковского счета клиенту предлагали осуществить платежи через банкоматы или путем списания денежных средств со счета по вкладу без уплаты комиссии банку за оформление платежного поручения.

Вместе с тем, согласно нормативным актам Банка России и внутренним документам Сбербанка, при осуществлении банком операций по переводу денежных средств без открытия банковского счета клиенту должна быть предоставлена возможность заполнения платежного документа самостоятельно, а платная услуга по подготовке такого платежного документа может предоставляться только в качестве дополнительной по просьбе клиента.

На этом основании комиссия выдала Сбербанку предписание о недопущении действий, выразившихся в навязывании частным клиентам платной услуги. Однако банк не согласился с решением и предписанием комиссии контролирующих органов и обжаловал их в Арбитражном суде Саратовской области.

«Сбербанк России считает, что не навязывал своими действиями физическим лицам платную услугу по оформлению платежного документа без альтернативной возможности заполнения документа физическим лицом, поскольку клиент сам мог формировать платеж в электронном виде через терминалы и банкоматы», — излагается в материалах дела позиция банка.

Однако суд посчитал, что названные банком «альтернативные способы осуществления платежей не могут рассматриваться как взаимозаменяемые для физических лиц, желающих произвести перевод денежных средств без открытия банковского счета».

Банк также посчитал, что его неправомерно привлекли к ответственности, поскольку нет предмета спора в связи с прекращением взимания оспариваемого тарифа с 16 декабря 2008 года. Но суд установил, что уже после этого решения банка его представитель при рассмотрении дела совместной комиссией в июне 2009 года заявил, что «планируется и в дальнейшем применение данного тарифа, это входит в стратегию банка», поэтому арбитраж отклонил и этот довод кредитной организации.

Таким образом, суд оставил без удовлетворения иск Сбербанка, признав законность и обоснованность решения и предписания совместной комиссии контролирующих органов. Теперь банк будет оспаривать решение суда первой инстанции в апелляционной инстанции.

Сотрудник пресс-службы УФАС сообщила РИА Новости, что антимонопольный орган в феврале 2010 года оштрафовал Сбербанк за нарушение закона о защите конкуренции на 1,813 млн рублей.

Согласно аналитическому отчету УФАС, Сбербанк России на рынке оказания услуг по переводу физлицами коммунальных и других платежей в пользу юрлиц в административных границах Саратовской области в 2008 году имел долю в 27,01%.