Сотовый ретейлер «Связной» нанял топ-менеджеров в недавно приобретенный Промторгбанк. Председателем правления кредитной организации стал экс-глава Барклайс Банка Сергей Радченков. Акционеры банка планируют развивать розничный и корпоративный блоки, а также продавать продукты, используя сеть «Связного». По мнению экспертов, этот проект может состояться, если банк будет ориентирован на микроплатежи и микрокредитование. Об этом в пятницу пишет «Коммерсант».

О том, что экс-глава Барклайс Банка Сергей Радченков станет председателем правления Промторгбанка, изданию рассказали несколько источников на банковском рынке. Радченков подтвердил эту информацию. Финансовым директором банка уже стал Муратхан Эльдаров, который ранее занимал аналогичную позицию в Барклайс Банке. Розничный блок банка возглавил Евгений Давидович — экс-глава банка «Русский Стандарт» на Украине, еще ранее он был главой ООО «Ренессанс Капитал Украина». Департамент рисков возглавил Андрей Козляр, ранее занимавший аналогичную должность в ДжиИ Мани Банке.

Группа компаний «Связной» и небольшой АК «Промышленно-торговый банк» (активы — 8,3 млрд рублей) решили объединиться с целью создания крупного универсального банка в феврале. В результате сделки «Связной» приобрел 49,3065% акций банка.

По словам Сергея Радченкова, работа в Промторгбанке его привлекла своей амбициозностью. «Наша основная задача — сделать из банка одного из лидеров на рынке», — отмечает он. Сейчас согласовывается бизнес-план банка. «При развитии банка мы будем использовать все возможности — самостоятельно развивать розничный и корпоративный блоки, а также использовать сеть, опыт и клиентскую базу «Связного», — отмечает Радченков.

На конец марта сеть «Связного» насчитывала более 1 930 магазинов. «За те годы, что господин Радченков руководил Экспобанком (позднее куплен британским Barclays Bank. — Ред.) и Барклайс Банком, активы банка выросли более чем в семь раз», — указывает бывший зампред правления Барклайс Банка Евгений Ретюнский.

«Связной» идет в высокодоходный банковский сегмент, который после кризиса стал наиболее привлекательным для банков. «Чистая процентная маржа в этом сегменте достигает 20%, при этом среднерыночная маржа находится в районе 6—7%», — говорит аналитик «ВТБ Капитала» Михаил Шлемов. Эксперты отмечают, что в условиях экономической нестабильности люди предпочитают брать короткие кредиты и поэтому рынок кредитования в торговых сетях восстанавливается быстрее всего. Оказание финансовых услуг в последнее время стало доходной статьей и для сотовых ретейлеров. По итогам I квартала на прием платежей по кредитам и денежные переводы у «Связного» пришлось 20% оборота.

Проекты между сетевыми ретейлерами и банками уже встречались на российском рынке. Так, подобный проект был у «Техносилы» с Мультибанком, которые пытались развивать розницу, используя торговые точки. Впрочем, их планам помешал кризис. Директор департамента платежных карт Промсвязьбанка Елена Дворовых полагает, что в отличие от «Техносилы» у «Связного» проект может состояться. «Связной» уже принимает платежи, то есть технологическая часть процесса у компании уже реализована», — поясняет Дворовых. По ее мнению, с учетом большой сети ретейлера проект может стать успешным, если акционеры ориентируют свой бизнес на микроплатежи и микрокредитование. «Сотовые операторы по максимуму пытаются получать доход от классических банковских услуг, например от обслуживания кредитов, — отмечает аналитик «Совлинка» Ольга Беленькая, — поэтому направление будет развиваться и им удастся получить синергетический эффект за счет внедрения банковских услуг».