Госдума на пленарном заседании в пятницу отклонила в первом чтении проект закона «О внесении изменений в федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ».

Законопроект, внесенный депутатом Алексеем Багаряковым, предусматривает увеличение численности совета директоров госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) до 18 человек за счет направления в его состав двух представителей от Госдумы и двух от Совета Федерации, а также одного представителя Счетной палаты РФ. При этом предлагается изменить действующий порядок назначения генерального директора АСВ, предоставив данное право Госдуме.

Правительство РФ и Комитет Госдумы по финансовому рынку не поддерживают законопроект, обращая внимание, в частности, на то, что не представлено обоснование необходимости увеличения состава совета директоров АСВ и включения в него представителей палат Федерального Собрания. Расширение состава совета за счет представителя Счетной палаты, по мнению правительства и комитета, может привести к конфликту интересов при совмещении представителем Счетной палаты полномочий по принятию решений в составе совета директоров АСВ и контрольных полномочий.

Правительство также отмечает, что при неучастии Центрального банка РФ, отвечающего за стабильность банковской системы, и правительства РФ в процедуре назначения и освобождения от должности генерального директора АСВ не обеспечивается должный контроль со стороны исполнительной власти и Банка России за деятельностью АСВ.

Законопроект предусматривает, что генеральный директор АСВ может быть освобожден от должности Госдумой на основании рассмотрения годового отчета АСВ. Однако в законопроекте не уточняется, какие результаты рассмотрения годового отчета АСВ будут служить основанием для освобождения его генерального директора от занимаемой должности.

Законопроектом предлагается внести изменения в механизм представления АСВ своего годового отчета. В соответствии с законопроектом годовой отчет АСВ должен представляться в Госдуму, которая затем должна направить его на заключение в правительство и Банк России. Комитету по финансовому рынку неясна цель данных изменений, поскольку публичность и прозрачность деятельности АСВ сейчас достигаются не только представлением годового отчета в правительство и Банк России, но и публикацией обобщенных данных в «Вестнике Банка России» и «Российской газете», а также оперативным размещением годового отчета на официальном сайте АСВ.

Правительство обращает внимание на то, что АСВ выполняет функции страховщика банковских вкладов, конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве (принудительной ликвидации) банков и органа, участвующего совместно с Банком России в предупреждении банкротства банков в соответствии с законами «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года». Правительство считает, что данными законами, а также законом «Об отчете правительства РФ и информации Центрального банка РФ о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики РФ, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики» обеспечивается публичность и прозрачность функционирования АСВ, поскольку годовой отчет АСВ представляется в правительство и Банк России, которые направляют соответствующие отчет и информацию в Госдуму.