Банк «Тинькофф Кредитные Системы» (ТКС Банк) подвел первые итоги пилотного проекта по дистанционному привлечению вкладов физлиц через Интернет, запущенного в начале марта для клиентов из Москвы и Санкт-Петербурга. Банк планировал привлечь таким образом до конца 2010 года 500 млн рублей, однако уже за первые два месяца привлек более 800 млн, доведя объем вкладов до 1,186 млрд. Об этом газете «Коммерсант» рассказал президент ТКС Банка Оливер Хьюз. Прирост вкладов за март — апрель составил почти 300%.

Пилотный «СмартВклад» ТКС Банк запустил 3 марта. Для открытия онлайн-вклада клиенту не надо посещать отделение банка (у ТКС Банка есть только головной офис в Москве, который не обслуживает клиентов). Заявку на открытие вклада можно оставить на сайте банка или по телефону. Курьер привезет пакет документов клиенту на дом вместе с банковской картой, через которую производится внесение средств во вклад, его пополнение и снятие средств.

В ТКС Банке объясняют столь существенный прирост онлайн-вкладов «удобством данного продукта для клиента» и «хорошей ставкой по вкладу». Сейчас максимальная ставка по данному вкладу составляет 13,5% годовых, что выше среднерыночного уровня. «С учетом результатов марта — апреля мы пересмотрели наши планы по привлечению средств физлиц и планируем до конца 2010 года увеличить объем средств населения до 3 миллиардов рублей», — отмечает Хьюз. То есть в пересчете на годовой прирост план скорректирован более чем в шесть раз.

На фоне общего роста средств населения в российских банках планы ТКС Банка выглядят более чем амбициозно. По прогнозам Агентства по страхованию вкладов, в 2010 году прирост вкладов в целом по системе составит 22—27%. «Во многом высокие темпы роста вкладов в ТКС Банке обусловлены эффектом низкой базы: ТКС Банк — достаточно молодой игрок на рынке депозитов», — говорит гендиректор ЦЭА «Интерфакс» Михаил Матовников.

Впрочем, даже с учетом этого фактора участники рынка признают эффективность выбранной ТКС Банком модели привлечения вкладов. «Уникальные предложения интересны рынку, и в каком-то смысле предложение ТКС Банка является уникальным, особенно для людей, не желающих тратить время на посещение отделений банка», — отмечает заместитель руководителя блока «Розничный бизнес» Альфа-Банка Илья Зибарев.

Тем не менее среди других банков пока нет желающих последовать примеру ТКС Банка. «С учетом оплаты курьерских услуг такое привлечение достаточно дорого и допустимо только при высокой потребности в ресурсах», — указывает директор по прямым продажам и маркетингу ХКФ Банка Денис Власов. «К тому же ТКС Банк и так привлекает вклады по завышенным ставкам», — добавляет Илья Зибарев. Несмотря на эти оговорки эксперты не исключают, что специфическая бизнес-модель ТКС Банка — работа исключительно с кредитными картами — позволит отбить высокие затраты на привлечение. По мнению Михаила Матовникова, в условиях оживления спроса на розничные кредиты ТКС Банк, скорее всего, сможет разместить с приемлемой маржой привлеченные дорогие средства граждан.