Госдума на заседании в пятницу одобрила в первом чтении правительственный законопроект о микрофинансовых организациях.

Микрофинансовой организацией предлагается признать юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения, некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества. Оно должно заниматься микрофинансовой деятельностью и быть в государственном реестре микрофинансовых организаций. Бюджетные учреждения не могут относиться к числу таковых.

Такие организации могут предоставлять микрозаймы в сумме не более 1 млн рублей.

Законопроект не распространяется на кредитные организации, жилищные накопительные кооперативы, профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвестиционные фонды, управляющие компании, которые не являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды. Все они осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством, регулирующим их работу.

Закон, кроме защиты прав и интересов микрофинансовых организаций, потребителей их услуг и инвесторов, определяет и ограничения для деятельности таких организаций, в том числе запрещает привлекать средства в виде займов от посторонних физических лиц, что позволяет минимизировать возможные финансовые риски.

Также микрофинансовые организации не смогут выдавать займы в иностранной валюте и действовать на рынке ценных бумаг.

Отличительная черта микрофинансовых организаций — социальная направленность. Они дают возможность гражданам, в том числе безработным, получить заем, чтобы развивать собственное дело, приобретать оборудование, повышать квалификацию работников, расширять спектр и улучшать качество предоставляемых потребителям товаров и услуг.

Проект закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» подготовлен в соответствии с одним из пунктов плана действий по реализации программы антикризисных мер правительства РФ.

На 1 января 2008 года рынок микрофинансовых услуг в части предоставления займов оценивался на уровне 25—27 млрд рублей, из которых 54% займов шли на развитие бизнеса, а 35% — на потребительские нужды, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. При этом 80% займов выданы со сроком погашения до года.

Разработчики законопроекта приводят данные Российского микрофинансового центра, согласно которым в течение последних шести лет число потребителей микрофинансовых услуг увеличилось более чем в пять раз, число заемщиков в секторе микрофинансирования — более 100 млн человек.

Сейчас число обслуживаемых субъектов малого предпринимательства составляет 400 тыс. Таким образом, средний размер микрозайма в небанковском секторе — около 60 тыс. рублей при уровне просрочки по микрозаймам около 3%, говорится в пояснительной записке.

Наиболее крупный сегмент некоммерческих организаций, подпадающих под действие законопроекта, составляют государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, которых на начало 2008 года в России насчитывалось более 300. Они распоряжались портфелями займов в сумме не менее чем 2,7 млрд рублей и обслуживали около 30 тыс. субъектов малого предпринимательства.