В I квартале 2010 года в пятерку лидеров рынка кредитных карт впервые вошел Сбербанк, переместившись за один квартал с восьмого на пятое место и оказавшись на одном уровне с Альфа-Банком. Об этом свидетельствует исследование рынка кредитных карт аналитического агентства Frank Research Group, пишет «Коммерсант». За I квартал портфель кредитных карт Сбербанка вырос с 7,4 млрд до 9,2 млрд рублей, что соответствует доле рынка в 4,2%. Для сравнения: в I квартале прошлого года Сбербанк имел долю чуть больше 1% и не входил даже в топ-10 игроков рынка.

Объем рынка карточного кредитования по итогам I квартала 2010 года составил 217,4 млрд рублей против 224,3 млрд за аналогичный период прошлого года. Лидером рынка по-прежнему остается «Русский Стандарт», однако его доля сокращается — с 35% по итогам I квартала прошлого года до 30,5% год спустя. На втором месте ВТБ 24 — его доля по итогам I квартала составила 9,7% против 7% год назад. На третьем месте ХКФ Банк — за год банк потерял почти 3% рынка, переместившись со второго на третье место. Сейчас его доля составляет 7,4% (объем портфеля — 16,2 млрд рублей). Сохранили свои места в топ-5 Ситибанк (5,7% рынка) и Альфа-Банк (4,2%).

Рост карточного портфеля Сбербанка был обеспечен только его собственными сотрудниками и клиентами по зарплатным проектам, поскольку предлагать кредитные карты клиентам «с улицы» банк начал только 18 мая. В 2008 году Сбербанк стал рассылать своим зарплатным клиентам предложения о кредитных картах, но из-за кризиса проект затормозился. Зато сейчас мы видим результаты этих рассылок, говорит управляющий директор Frank Research Group Юрий Грибанов. «У Сбербанка 10—15 миллионов зарплатных клиентов, — указывает он. — За счет них банк мог, даже не выходя «на улицу», наращивать свою долю в карточном сегменте». Привлечение сторонних клиентов позволит Сбербанку прогрессировать еще быстрее. Так, в феврале директор департамента Сбербанка по расчетно-кассовому обслуживанию физлиц Игорь Липанов говорил, что банк рассчитывает выдать 1,5—2 млн карт уже в этом году. К началу 2010 года Сбербанком было выпущено около 40 млн карт, причем кредитных среди них было лишь примерно 450 тыс. штук с общим объемом задолженности в 8 млрд рублей.

Кредитные карты значительно доходнее других рыночных продуктов — ставки по ним на несколько процентных пунктов выше, чем по потребительским кредитам, а операционные издержки — существенно ниже, благодаря этому карточный бизнес позволит Сбербанку повысить доходность розничного бизнеса, говорит гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников. Ставки по потребительскому кредиту наличными у Сбербанка — 14—21% годовых, эффективные ставки по кредитным картам — около 19—22%. По словам Матовникова, если Сбербанк продолжит рассылать держателям своих дебетовых карт кредитки, он в течение нескольких кварталов станет лидером «с недосягаемым отрывом».