Альфа-Банк обратился к Сбербанку как крупнейшему кредитору «ИжАвто» с просьбой урегулировать долг завода перед финансовой организацией. Как рассказал «Коммерсанту» директор по взысканию просроченной корпоративной задолженности Альфа-Банка Заали Цанава, «ИжАвто» задолжал банку по двум кредитам — на 120 млн рублей и 7,1 млн долларов, а также накопил долг на 8,6 млн долларов по договорам лизинга. По кредитам заложено оборудование «ИжАвто» для выпуска автомобиля Kia Spectra, уточнил топ-менеджер. В собственности банка находится также оборудование для производства моделей Kia Sorento и Kia Rio, переданное «ИжАвто» в лизинг.

По словам Заали Цанавы, Альфа-Банк предложил Сбербанку урегулировать долги «ИжАвто» еще два месяца назад. Тогда Сбербанк попросил дать ему время «на решение внутренних проблем завода», пообещав вернуться к переговорам в мае. До этого времени было решено «не предпринимать активных шагов по возврату задолженности «ИжАвто», говорит топ-менеджер, добавляя, что Альфа-Банк надеется на «конструктивную позицию Сбербанка». В Сбербанке его заявление комментировать отказались.

Как рассказали источники газеты, близкие к переговорам сторон, Альфа-Банк предложил Сбербанку выкупить долг «ИжАвто». В случае отказа Альфа-Банк намерен «изъять оборудование для производства Kia, которое находится в собственности банка и передано «ИжАвто» в лизинг, а также истребовать залоги по кредиту». По данным источников, Сбербанк предложение Альфа-Банка по выкупу долгов не заинтересовало, хотя отрицательного ответа пока нет.

Таким образом, Альфа-Банк поставил под угрозу возобновление производства на «ИжАвто», намеченное на июль. В российском офисе Kia от комментариев отказались.

Источники газеты говорят, что пока в Сбербанке не воспринимают всерьез давление Альфа-Банка. Они отмечают, что специалисты Kia изучали мощности «ИжАвто» и «нельзя исключать, что линии по сборке Kia, о которых говорит Альфа-Банк, вообще не понадобятся во время запуска производства». «ИжАвто» может начать сборку не только Kia, но и Hyundai, и «существующие линии могут быть заменены на более новые». Однако на монтаж и запуск оборудования требуется время, поэтому возобновление производства может задержаться в любом случае.

Иван Бончев из Ernst & Young отмечает, что с юридической точки зрения Альфа-Банк как собственник оборудования, наверное, имеет более сильную переговорную позицию, но у государственного Сбербанка, возможно, более серьезный административный ресурс. Конечно, задержка с запуском производства не на руку Сбербанку, которому необходимо решать проблемы «плохой» задолженности «ИжАвто», добавляет Кирилл Таченников из UBS. Но, считает аналитик, если задержка не превысит двух-трех месяцев, существенной роли это не сыграет.