Инфраструктурные облигации могут не вызвать интереса у инвесторов, если нормативная база не будет изменена. Об этом, как пишет «Коммерсант», заявила вчера зампред правления Сбербанка Белла Златкис. В частности, она подвергла критике существующий механизм выплаты госгарантий инвесторам при неспособности эмитента расплатиться по бумагам. «На сегодняшний день этот механизм устроен таким образом, что инвесторы могут получить выплаты в рамках госгарантии только по истечении срока обращения инфраструктурных облигаций», — пояснила Златкис. Она указала, что в этом случае при неспособности эмитента расплатиться, например, по купону инвестор получит возмещение потерь от государства с отсрочкой в 25—30 лет — именно таков срок обращения инфраструктурных облигаций. «Такая ситуация приведет к тому, что банкам придется создавать дополнительные резервы, что отразится на их прибыльности», — считает Златкис.

При нынешней нормативной базе инфраструктурные облигации могут не вызвать интереса инвесторов и инструмент не будет работать, уверены банкиры. Златкис напомнила, что аналогичная ситуация полтора года назад сложилась вокруг госгарантий по кредитам системообразующим предприятиям. На эти цели государство выделило 300 млрд рублей, однако банки отказывались выдавать кредиты. Их, в частности, не устраивало, что до предъявления Минфину требований об исполнении госгарантий необходимо было предварительно реализовать обеспечение по кредиту за пределами госгарантии. В результате в мае прошлого года президент Дмитрий Медведев назвал первоначальный механизм предоставления госгарантий по кредитам неэффективным, и Госдума изменила этот механизм. Субсидиарные гарантии по кредитам (когда государство гарантирует погашение кредита в рамках банкротства заемщика) были заменены на солидарные гарантии (в этой схеме погашение кредита по гарантии происходит в случае любого отказа заемщика обслуживать долг). Также было исключено требование к бенефициару о взыскании залогов, предоставленных ему заемщиком, перед обращением за исполнением гарантии. Кроме того, были сокращены сроки исполнения госгарантий — изначально законом было закреплено, что они действуют в течение двух лет после наступления срока возврата кредита, но в результате этот срок был сокращен до 70 дней.

На сегодняшний день законодательно понятие инфраструктурных облигаций не закреплено: соответствующий закон до сих пор не принят. Впрочем, несколько эмитентов уже выпустили облигации, назвав их инфраструктурными: средства, полученные при размещении, должны направляться на модернизацию инфраструктуры. Среди таких эмитентов, в частности, «Транснефть» и РЖД. Выпустить инфраструктурные облигации с госгарантиями в объеме 10 млрд рублей намерен и консорциум «Северо-Западная концессионная компания», который будет строить первый участок платной автодороги Москва — Санкт-Петербург. О готовности купить бумаги уже заявляли Сбербанк и ВЭБ, управляющий пенсионными накоплениями «молчунов».

По словам директора по инвестициям управляющей компании «Лидер» Сергея Кербера, сейчас на уровне правительства обсуждается вопрос об изменении механизма выплаты госгарантий. «Окончательный вариант еще не выработан, но уже сейчас понятно, что выплаты госгарантий в случае неспособности эмитента расплатиться по бумагам будут производиться раньше срока окончания обращения облигаций», — уточняет он. Получить комментарии в Минфине изданию вчера не удалось.