ЦБ разработал порядок учета оборота средств, проходящих через платежные терминалы, которые находятся на балансе у банка, пишет во вторник «Коммерсант». Отныне банк, владеющий терминалом, будет обязан предоставлять регулятору информацию отдельно о каждой трансакции терминала. Как ожидается, такие меры сделают невозможным использование схем обналичивания, из-за которых недобросовестные участники рынка фиктивно продавали терминалы банкам, указывают эксперты.

На сайте ЦБ опубликованы проекты указаний, регламентирующие применение кредитными организациями контрольно-кассовой техники (ККТ). В частности, данные указания определяют порядок учета операций, осуществляемых через банковские платежные терминалы и банкоматы. Согласно им при осуществлении наличных денежных расчетов с применением платежных терминалов и банкоматов, находящихся на балансе банка, кредитная организация должна обеспечить наличие информации по каждому терминалу (банкомату) о каждой проведенной трансакции в неизменном виде. Кроме того, указаниями определяется порядок инкассации платежных терминалов, согласно которым ее должны осуществлять не менее двух кассовых работников банка. Данные указания должны повысить прозрачность операций, осуществляемых через платежные терминалы. Экспертные заключения по данным проектам ЦБ будет принимать до 7 июня. Указания вступят в силу после соответствующего решения совета директоров ЦБ.

С 1 апреля вступили в силу поправки к закону «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», в соответствии с которыми терминалы должны быть оборудованы ККТ и поставлены на учет в Федеральную налоговую службу. Однако требование по оснащению терминалов ККТ распространяется только на небанковские терминалы, если терминал стоит на балансе банка, то оснащать его ККТ не требуется. Разные требования для банковских и небанковских терминалов привели к появлению различных схем. С начала апреля некоторые владельцы терминалов вместо того, чтобы оснастить их ККТ, стали заключать с банками договоры купли-продажи с правом обратного выкупа. В результате терминалы оказывались на балансе банка, однако ими управлял прежний владелец. Банки отражали в отчетности информацию об оборотах, полученную от владельца терминала, за которым оставалось право самостоятельно инкассировать денежные средства. По оценкам экспертов, такими схемами воспользовалось около четверти участников рынка платежных терминалов. Такие схемы ЦБ счел непрозрачными, под подозрение регулятора попало около 40 банков, в отношении которых были инициированы проверки.