На прошлой неделе Банк России разместил на своем официальном сайте информацию о выдаче лицензии ЗАО «Банк оф Токио-Мицубиси ЮФДжей (Евразия)» — 100-процентной «дочке» одного из крупнейших мировых банков, японского The Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ Ltd. Он смог опередить другие японские банки Mitsui Sumitomo и Mizuho, которые пока лишь планируют свой приход в Россию.

По сведениям «Коммерсанта», процесс формирования команды в новом российском банке только начался. И в «дочке», и в головном офисе в Токио отказались от комментариев относительно деятельности своей организации в России. Однако в июле нынешнего года глава российского представительства Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ Ltd Тору Шинагава заявлял, что банк пока сосредоточит внимание на корпоративном бизнесе, «преимущественно из числа японских компаний, которые уже работают на российском рынке или собираются выходить на него».

Эксперты уверены, что приход столь крупного банка говорит о развитости и привлекательности российского рынка. По словам вице-президента Юниаструм Банка Вадима Гаврилова, «рынок достиг той стадии развития, когда становится интересен крупнейшим финансовым группам мира». В то же время участники рынка считают, что из-за традиционной осторожности японцев первые год-два Tokyo-Mitsubishi сосредоточится на корпоративном и инвестиционном бизнесе. «Японские банки тесно связаны с промышленными группами и на российском рынке будут развивать бизнес, связанный с электроэнергетикой и добычей или обработкой природных ресурсов; при этом на начальном этапе приоритет будет отдаваться японским компаниям, уже работающим здесь», — считает ведущий консультант компании «Финэкспертиза-Капитал» Андрей Шакиров.

Между тем российские банкиры опасаются, что спустя два года, необходимые для получения новым банком лицензии на работу с физлицами, в Tokyo-Mitsubishi захотят работать и на этом бурно растущем рынке. При этом в ипотеке и автокредитовании у новичка будут все шансы на успех. «У японских банков самые низкие ставки по кредитам. Наличие дешевых и длинных денег — главное их преимущество в борьбе за местный рынок», — считает Андрей Шакиров. В свою очередь вице-президент БИНБАНКа Ирина Комарова отметила, что, учитывая наличие дешевых ресурсов, кредитование малого и среднего бизнеса тоже может оказаться привлекательным для Tokyo-Mitsubishi, тем более что занять нишу в этом секторе он сможет, не дожидаясь лицензии на работу с частными клиентами.

По мнению участников рынка, растущая стоимость вхождения в розничный рынок не сможет остановить восточный банк. «Если это создание собственной структуры с нуля, то потребуется около 3 млрд. долларов, если же будет точечная покупка, то хватит и 1 млрд. Учитывая возможности Tokyo-Mitsubishi, такой сценарий вполне реален», — считает Вадим Гаврилов.