Банки в скором времени могут начать кредитовать кинопроизводство в России, однако для этого киноиндустрию нужно полностью перестроить. Об этом в интервью «РБК daily» заявил Андрей Смирнов, президент компании «Система Масс-медиа» (СММ), разрабатывающей сейчас совместно с Министерством культуры программу взаимодействия продюсеров с банками, а также введение на кинорынке новых финансовых институтов, гарантирующих возврат кредитов.

По мнению Смирнова, в России должен быть создан противопоставленный безвозвратному государственному субсидированию (по-прежнему актуальному для социальных или высокохудожественных проектов) рыночный механизм финансирования киноотрасли, предполагающий стопроцентный возврат кинокомпаниями средств поддержки. В частности, такой механизм может быть основан на банковском кредитовании кинопроизводства. Гарантом для банков при получении кинокомпаниями коммерческих кредитов мог бы выступить фонд поддержки кинематографии. «Такие институты есть в большинстве стран. И кинобизнес в большинстве стран успешно работает именно по такой модели», — указывает глава СММ.

«Сейчас кредитовать кинопроизводство банкам невыгодно и неинтересно, — поясняет Смирнов. — Чтобы процесс пошел, киноотрасль нужно полностью перестроить, создать ряд институтов. Есть схема, проверенная и работающая на международном рынке: существует хедж-фонд, который гарантирует банку возврат кредита, если кинокомпания в процессе съемок обанкротится. Должны быть completion bonds (гарантия возврата средств), которые следят за процессом съемок, целесообразностью расходования заемных средств и информируют обо всем банк, также completion bonds отвечают за надежность инвестора. Полезно ввести практику продажи незавершенки. Например, если режиссера или продюсера уличат в нецелесообразном расходовании средств или они не будут укладываться в оговоренные сроки, будут затягивать съемки, как у нас это повсеместно практикуется, то на любом этапе команду можно будет заменить».

«Банкам будет интересно работать с киноотраслью, только когда она станет нормальным бизнесом. А сейчас для банков связываться с кино, действительно, просто опасно: никаких гарантий, никакой ответственности, мотивации и заинтересованности продюсеров вернуть деньги», — заключает эксперт.