В прошлом году страховщики продали через банки полисов на 81 млрд рублей, подсчитали аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА». Это на 10% меньше показателя 2008 года и почти шестая часть всех собранных в 2009-м в России страховых премий (без учета ОМС). Такие данные приводит во вторник газета «Ведомости».

Объем рынка розничного банкострахования (например, страхования залогов физлиц — клиентов банков по автомобильным и ипотечным кредитам) составил 62,3 млрд рублей (-11% к показателю 2008 года), рынка страхования юрлиц через банки — 14,7 млрд (-9%), рынка страхования рисков самих банков — 4 млрд (-2%). Лидеры рынка — «Ингосстрах», продавший через банковский канал страховок на 7,9 млрд рублей, страховой дом «ВСК» (7,7 млрд), «РЕСО-Гарантия» (5,1 млрд), «Дженерали ППФ» (4,3 млрд) и «Цюрих» (4,2 млрд). «Росгосстрах» и «АльфаСтрахование» не предоставили данные, их премии «Эксперт РА» оценивает в 11,8 млрд и 3,5 млрд рублей соответственно.

Сами банки могут неплохо зарабатывать, предлагая страховые продукты своим клиентам. На сотрудничестве со страховщиками, например, Сбербанк заработал 3 млрд рублей с конца 2009 года, сообщил президент «Сбера» Герман Греф в пятницу. При заключении кредитных договоров Сбербанк предлагает клиентам услуги по добровольному страхованию на случай снижения дохода, потери трудоспособности, здоровья, рассказал представитель Сбербанка. Это предложение «Сбера» оказалось весьма востребованным, добавляет его представитель.

Рынок банкострахования (bancassurance) упал не слишком драматично в первую очередь из-за того, что продолжают поступать взносы по заключенным ранее среднесрочным и долгосрочным договорам, объясняет руководитель направления рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Алексей Янин. Речь об ипотечном и автомобильном страховании, их доля в банкостраховании — 67%. Однако общие сборы страховщиков (без обязательного медстрахования) сократились в прошлом году на 7,5%.

Предугадать, как поведет себя рынок банкострахования в 2010 году, очень непросто, отмечает Янин. Во-первых, непонятно, как вырастет кредитование, а во-вторых, насколько активно будут страховать залоговое имущество заемщики банков, учитывая позицию ряда ведомств о незаконном навязывании таких услуг, перечисляет Янин. Наконец, продолжает он, не ясно, каким будет влияние «длинных» договоров, по которым продолжает поступать страховая премия.

Банковский канал продаж, «пересохший» в прошлом году, восстанавливается, и благодаря ему в том числе во второй половине года страховой рынок начнет плавно расти, рассуждает гендиректор «Цюриха» Николай Клековкин.

Потенциал роста bancassurance в России, судя по опыту Европы, далеко не исчерпан, уверен первый заместитель гендиректора «Оранты» Владимир Черников.