Внешэкономбанк 6 мая предоставил 12 судам (проект «Камчатка»), находящимся у него залоге, право плавания под государственным флагом РФ; российским фрахтователям по проекту «Сахалин» такое право пока не дано, поскольку они не подали в ВЭБ документы о переходе права собственности на суда, сообщила РИА Новости в четверг пресс-служба госкорпорации.

«ООО «Камчатка-Восток» (проект «Камчатка») представило во Внешэкономбанк 12 договоров купли-продажи рыбопромысловых судов. Внешэкономбанк в установленном порядке 6 мая 2010 года оформил по согласованной с новым собственником форме согласие на переход права собственности и предоставление судам права плавания под государственным флагом Российской Федерации», — говорится в комментарии пресс-службы.

Накануне экипажи 12 камчатских судов, по сообщениям СМИ, обратились к полномочному представителю президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктору Ишаеву с требованием ускорить выдачу соответствующих разрешений, чтобы суда могли начать промысел в территориальных водах России.

В то же время у ВЭБа пока нет оснований предоставить право плавания под флагом РФ судам на Сахалине, поскольку «российские фрахтователи по проекту «Сахалин» до настоящего времени каких-либо договоров о переходе прав собственности на рыбопромысловые суда с кипрской компанией не заключили и соответствующих документов, подтверждающих основания перехода права собственности, во Внешэкономбанк не представили».

ВЭБ напомнил, что в 1993—1995 годах на судостроительных верфях Германии были построены 27 современных рыбопромысловых судов для ряда предприятий Сахалина и Камчатки. Финансирование строительства осуществлялось немецким банком KFW под государственные гарантии РФ.

В связи с невыполнением заемщиками своих обязательств по погашению кредита KFW обратился с соответствующим требованием к Российской Федерации как гаранту. Правительство РФ в 2001 году приняло решение о выкупе долга. Агентом правительства и Минфина в этой сделке выступил Внешэкономбанк. Задолженность по кредиту KFW погашается за счет средств федерального бюджета.

Построенные суда, которыми владеют кипрские офшоры, были переданы во фрахт сахалинским и камчатским компаниям и находятся в залоге у Внешэкономбанка.

«Указанные российские компании эксплуатировали их на протяжении всего этого времени, причем последние 10 лет никаких выплат по погашению кредита не осуществлялось. В результате перед федеральным бюджетом образовалась задолженность, общая сумма которой превышает 600 миллионов долларов», — указывает ВЭБ.

После внесения изменений в закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» суда, оформленные на кипрские оффшоры, с января 2009 года утратили возможность промысла на территории России, что побудило должников и фрахтователей заняться вопросом урегулирования долга перед федбюджетом.

Согласно распоряжению правительства, Минфин разработал, а Внешэкономбанк согласовал законопроект, предусматривающий конкретные условия проведения реструктуризации задолженности.

Кроме того, правительство тем же распоряжением поручило ВЭБу выдать разрешения залогодержателя на переход права собственности от кипрских компаний российским фрахтователям, а также предоставить этим рыбопромысловым судам право плавания под флагом РФ.

«Внешэкономбанк надлежащим образом и в установленный срок исполнил все указания, содержащиеся в распоряжении правительства РФ от 12 апреля 2010 года № 520-р», — подчеркивает пресс-служба ВЭБа.