В понедельник Хоум Кредит энд Финанс Банк заявил о намерении диверсифицировать кредитный портфель за счет выхода на рынок наличных кредитов. Для этой цели один из крупнейших игроков рынка потребкредитования намерен использовать региональную сеть отделений ФГУП «Почта России». По мнению экспертов, по масштабу охвата аудитории совместный проект банка с «Почтой России» не имеет аналогов. Однако риски выдачи кредитов через почтовые отделения способны свести на нет усилия банка, пишет «Коммерсант».

Как сообщили в пресс-службе ХКФ Банка, пилотные проекты кредитования населения через отделения «Почты России», стартовавшие в июле этого года, успешно реализованы в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. К концу года банк намерен существенно увеличить количество отделений, в которых предоставляется эта услуга, а в дальнейшем выдавать кредиты не только своим проверенным клиентам, но и более широким слоям населения. При этом, по имеющейся у «Коммерсанта» информации, через почту можно будет получить не только наличный кредит, но и товарный по каталогу. Назвать сумму затрат на этот проект в пресс-службе банка отказались.

Идея сотрудничества банков с «Почтой России» в сфере выдачи кредитов не нова. Но до сих пор реализовать ее удалось лишь Банку Москвы в 440 отделениях столичной почты, где можно оформить заявку на выдачу кредита и подать необходимые документы. Проект Хоум Кредит энд Финанс Банка потенциально может охватить всю Россию: региональная сеть «Почты России» (более 40 тыс. отделений) почти в два раза превышает даже сеть Сбербанка. При этом схема работы ХКФ Банка с почтовыми отделениями будет несколько иная, нежели у Банка Москвы: клиентам, успешно погасившим взятые ранее потребительские кредиты, рассылается предложение получить кредит наличными на почте. С ним клиент приходит в почтовое отделение, заполняет и отсылает кредитный договор в банк, который в течение нескольких часов принимает решение о выдаче кредита. После этого клиенту переводят деньги в почтовое отделение.

«Если проект удастся в федеральном масштабе, это позволит банку революционно расширить клиентскую базу. Канал кредитования через почтовые отделения позволит выдавать банку кредиты на миллиарды долларов в год, что сопоставимо с объемом всего рынка потребкредитования. Вопрос в том, хватит ли у банка пассивов для столь активной экспансии»,— отметил предправления «Межпромбанка Плюс» Игорь Лысенко.

По мнению руководителя направления общекорпоративного маркетинга ФК «УРАЛСИБ» Максима Савицкого, «надо обязательно учитывать, что жители крупных городов не так часто заходят на почту, как в крупные магазины. А в мелких городах нет той целевой аудитории, на которую нацелен банк». Кроме того, эксперты отмечают, что выход с кредитованием в мелкие населенные пункты чреват увеличением объема невозвратов, от которых как раз и пытается уйти банк, диверсифицируя кредитный портфель.