Коллекторы предприняли новую попытку сделать свой рынок более стандартизированным и прозрачным для потенциальных инвесторов. Как пишет в среду «Коммерсант» со ссылкой на Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), ассоциация, в которую входят более 16 коллекторских агентств — лидеров рынка, разработала стандарты условий сделок продажи банками портфелей розничных кредитов. В разработке стандартов принимали участие ассоциация «Россия» и Международная финансовая корпорация (IFC), которая в начале года заявила о намерении инвестировать в выкуп проблемных розничных кредитов у российских банков около 50 млн долларов. С учетом того что в НАПКА входят все крупнейшие агентства, которые осуществляют покупку портфелей долгов у банков, присоединение ее членов к этим стандартам сделает их практически обязательными, уверен председатель совета директоров коллекторского агентства «Центр ЮСБ» Александр Федоров.

Согласно новым правилам, банк, выставляя на продажу портфель кредитов, должен будет предоставить не только данные о размере и структуре задолженности и наличии залогов, но и историю платежей, контактные данные каждого должника, информацию о работе по взысканию просроченной задолженности, которая проводилась до выставления долга на продажу.

Еще одним требованием является предоставление информации о наличии (отсутствии) согласия должника на передачу его персональных данных третьим лицам. Появление такого пункта связано с претензиями к коллекторским агентствам Роскомнадзора, который в соответствии с законом «О персональных данных» при отсутствии такого согласия у банка обязывает получать его коллектора, купившего долг, что сделать практически невозможно.

В настоящее время нет единых требований к информации о портфелях долгов, выставляемых банками на продажу, что приводит к повышенным рискам для покупателя, отмечают эксперты. Сейчас покупатели и продавцы согласовывают требования к информации в индивидуальном порядке, отмечает советник консультативной программы IFC по преодолению кризиса на финансовых рынках в Европе и Центральной Азии Евгений Прокопенко. «Банки зачастую пытаются продать «кота в мешке», — сетует генеральный директор коллекторского агентства «Пристав» Артур Александрович. — Бывают случаи, когда банки продают долги без необходимых для осуществления взыскания документов, например без кредитного договора». Кроме того, есть банки, которые продают заведомо невозвратные кредиты, полученные мошенническим способом, говорит гендиректор коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева. По ее оценке, в среднем 5—10% от продаваемых банками кредитов приходится на мошеннические. Объем портфелей, выставленных на продажу в 2009 году, превысил 2,5 млрд долларов, следовательно, заведомо безвозвратными в портфелях коллекторов оказались кредиты на 125—250 млн долларов (3,75—7,5 млрд рублей).

Как отмечает Артур Александрович, «подобные стандарты действуют практически во всех странах с развитым коллекторским рынком». Сейчас международные инвесторы не получают привычной для себя информации, и это сдерживает их приход на российский рынок, добавляет Елена Докучаева.

Банкиры не возражают против единых стандартов по раскрытию информации при продаже портфелей. «Мы постоянно проводим тендеры по продаже долгов и стараемся предоставлять полную информацию участникам тендеров», — отмечает председатель совета директоров банка «Тинькофф Кредитные Системы» Олег Тиньков. Любая систематизация и стандартизация — это позитивный шаг, соглашается зампред правления банка «Ренессанс Кредит» Олег Скворцов, добавляя, что «пока оценить эффект от введения таких требований сложно».